Презентация, доклад к урокам литературы Творческие задания на уроках литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Содержание

Отсутствие познавательного интереса- актуальная проблема обучения

Слайд 1Творческие задания на уроках литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся Учитель

русского языка и литературы МБОУ «Иваново-Эсинская СОШ» Ковровского района Бырко Натальи Анатольевны

Творческие задания на уроках литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся Учитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 2
Отсутствие познавательного интереса- актуальная проблема обучения

Отсутствие познавательного интереса- актуальная проблема обучения

Слайд 3Актуальность:
Потеря интереса учащихся к прочтению произведений


Необходимость формирования познавательного интереса школьников

Актуальность: Потеря интереса учащихся к прочтению произведенийНеобходимость формирования познавательного интереса школьников

Слайд 4Педагогические задачи:
Развивать самостоятельную активную познавательную деятельность у школьников;

Формировать логическое мышление, сохраняя

эмоционально-интеллектуальное воздействие произведения

Создавать условия для развития творчества (создание проблемных ситуаций)
Педагогические задачи: Развивать самостоятельную активную познавательную деятельность у школьников;Формировать логическое мышление, сохраняя эмоционально-интеллектуальное воздействие произведенияСоздавать условия для

Слайд 5

 

«Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов,
— не ограничивается лишь

приобретением нового,
она включает создание нового».
 «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».

Слайд 6
Сила воображения, богатство фантазии.
Острая наблюдательность.
Богатство и яркость ассоциирования.
Эмоциональность восприятия действительности.
Чувство художественного

слова.
Сила воображения, богатство фантазии.Острая наблюдательность.Богатство и яркость ассоциирования.Эмоциональность восприятия действительности.Чувство художественного слова.

Слайд 7Классификация заданий:
Задания, направленные на развитие воображения.
Задания, способствующие развитию наблюдательности.
Задания, развивающие ассоциативное

мышление.
Задания, развивающие эмоциональную отзывчивость.
Задания, формирующие чувство художественного слова.
Эта классификация была положена в основу системы работы по формированию творческого читателя.
Классификация заданий: Задания, направленные на развитие воображения.Задания, способствующие развитию наблюдательности.Задания, развивающие ассоциативное мышление.Задания, развивающие эмоциональную отзывчивость.Задания, формирующие

Слайд 8ТЕМА: Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

ТЕМА: Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 9«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание»

Слайд 10Диалог
 – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет

быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы
Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение

Слайд 11А. Т. Твардовский сказал, что все современные читатели делятся на тех,

кто прочитал «Капитанскую дочку» и кто нет
Сейчас век XXI. Что составляет основу вашего мировоззрения?
Есть ли в нём место таким понятиям, как честь, достоинство, порядочность? Каким содержанием для каждого из вас наполнены эти слова?
А. Т. Твардовский сказал, что все современные читатели делятся на тех, кто прочитал «Капитанскую дочку» и кто

Слайд 12Исследовательская работа на уроках литературы

Исследовательская работа на уроках литературы

Слайд 131 группа
Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества.

“Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).
Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой

1 группа Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830),

Слайд 142 группа
Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества. “Тени сизые

смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).
Вывод:
Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению гармонии
2 группа  Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества. “Тени сизые смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет”

Слайд 153 группа
Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза”

(1828 и 1854).
Вывод:
Картина утрачивает конкретность, она становится обобщенной, переходя постепенно в философский план.)
3 группа  Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза” (1828 и 1854).Вывод:  Картина утрачивает

Слайд 164 группа
Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева

“Как хорошо ты, о море ночное…” (1865).
Вывод: Поэзия Тютчева основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики, философская идея поиска гармонии с миром.
4 группа   Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева “Как хорошо ты, о море

Слайд 175 группа
Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо и звезды” (1831)

и Тютчева “Душа хотела б быть звездой” (1836).
Вывод:
. Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое “я”, противопоставленное миру, сливаются с желанием гармонии с миром природы.
5 группа   Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо и звезды” (1831) и Тютчева “Душа хотела б

Слайд 19Технология критического мышления через чтение и письмо

Технология критического мышления через чтение и письмо

Слайд 20Кластер

Петербург
Достоевского
Интерьеры героев
Улицы города
Истории жизни героев
Уличные сцены

Кластер  Петербург Достоевского Интерьеры героевУлицы городаИстории жизни героевУличные сцены

Слайд 21СИНКВЕЙН
Петербург Достоевского
Душный, грязный
Давит, душит, убивает,
Заставляет идти на преступление
Город-убийца

СИНКВЕЙНПетербург ДостоевскогоДушный, грязныйДавит, душит, убивает,Заставляет идти на преступлениеГород-убийца

Слайд 22Инсерт

Инсерт

Слайд 23ПРИНЦИП «6 ПОЗИЦИЙ»
нейтральная позиция:
определите тему текста, основную идею или

тезис, кратко перескажите содержание.
ПРИНЦИП «6 ПОЗИЦИЙ»нейтральная позиция:  определите тему текста, основную идею или тезис, кратко перескажите содержание.

Слайд 24позиция размышления
определите стиль текста (разговорный, научный, художественный, публицистический, официально –

деловой); тип речи ( описание, повествование, рассуждение); композицию текста.
позиция размышления определите стиль текста (разговорный, научный, художественный, публицистический, официально – деловой); тип речи ( описание, повествование,

Слайд 25позиция отношения
существует ли в действительности та проблема, о которой говорится

в тексте, актуальна ли она для вас; каково мнение окружающих (опросы, анкеты и пр.).
позиция отношения существует ли в действительности та проблема, о которой говорится в тексте, актуальна ли она для

Слайд 26позиция « ЗА »:
что положительного можно извлечь из текста, в

чем согласны с автором?
позиция « ЗА »: что положительного можно извлечь из текста, в чем согласны с автором?

Слайд 27позиция « ПРОТИВ »:
во всем ли прав автор, достаточно ли

привел аргументов, убедил ли в своей правоте вас, с чем категорически не согласны, предложил ли автор конкретное разрешение проблемы?
позиция « ПРОТИВ »: во всем ли прав автор, достаточно ли привел аргументов, убедил ли в своей

Слайд 28творческая позиция:
как можно развить идею автора, что можно использовать в

сочинении, какую композицию сочинения вы могли бы предложить; если в ходе работы с текстом сочинили что-то, можно прочитать.
творческая позиция: как можно развить идею автора, что можно использовать в сочинении, какую композицию сочинения вы могли

Слайд 29Творческие домашние задания
Творческие домашние задания имеют большое значение.
Результат труда

выражается в заинтересованности детей предметом, развитии творческих способностей, мировоззрения.
 
Творческие домашние задания Творческие домашние задания имеют большое значение. Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитии

Слайд 30Речевая характеристика героев.
Ситников и "эмансипе" Кукшина.
Эти люди говорят о естественных

науках, рассуждают о правах женщин, о свободе Мысли, о славянофильстве, то есть интересуются "современными вопросами«, но они лишь играют, а сами часто не понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя "с одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской вязью", и язык их - напыщенный, пестрящий модными словечками: "ведь тоже практическая", "...никакой свободы воззрения", "Всю систему воспитания надо переменить", "долой авторитеты!", "Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови", а рядом - пошловатые словечки "шалун, прелесть".
Речевая характеристика героев. Ситников и

Слайд 31Кроссворд

Кроссворд

Слайд 32РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ» (стихотворение «вслед за Тютчевым……»)  
 
Что можно сочинить о том,
О

чём никто не знает.
Это всё то, что видим мы -
Поля, моря, цветы и лает
Здоровый пёс сторожевой,
Избу который охраняет.
И ты живёшь, и день за днём
Проходит тебя мимо,
Вся красота и проблеск волн,
Вокруг тебя красиво!
И шелест листьев, гром небес,
Не слышен тебе даже,
Всё потому что слишком занят*, . ,
Но ты проснёшься вдруг однажды,
 

От этой суеты сует,
И вновь захочется тех чувств и ощущений,
Без этих радостных людских презрении.
И вдруг, когда захочешь ты,
Уйти от этой суеты,
Уедешь с кем-то в новый мир,
Где жизнь твоя - опасный тир.
И всё по кругу вновь пойдёт,
А ты живёшь, и смерть грядёт;
Стареешь, хочешь вновь попасть,
И едешь с кем-то в тот же мир,
Который для тебя не тир,
Любил который ты всегда,
Но сам не знал об этом никогда.
Так человек живёт,
Не знает что вокруг,
И понимает, что мотается из круга в круг.
 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ» (стихотворение «вслед за Тютчевым……»)    Что можно сочинить о том, О чём никто не

Слайд 33Рукописные «книги»

Содержание:
Вступительная статья
Содержание 10 стихотворений
Комментарий одного из стихотворений

Рукописные «книги»  Содержание:Вступительная статьяСодержание 10 стихотворенийКомментарий одного из стихотворений

Слайд 34Викторина по роману «Отцы и дети»
Турецкая фетровая шапочка, которую

носил Кирсанов? (феска).
Название одного рассказа из цикла “Записки охотника”? (Бирюк)
Имя младшего сына Николая Петровича? (Митя)
Убеждение человека, который все отрицает? (нигилист)
Фамилия одного из предполагаемых прототипов Базарова? (Добролюбов)
Музыкальный инструмент, на котором играл Николай Петрович?(виолончель)
Как звали борзую собаку в доме Одинцовой? (фи фи)
Фамилия базаровского ученика? (Ситников)
Чей портрет висел в гостиной Базаровых? (Суворов)
Имя приказчика в доме Базаровых? (Тимофей)
Викторина по роману «Отцы и дети»  Турецкая фетровая шапочка, которую носил Кирсанов? (феска).Название одного рассказа из

Слайд 35Информационные ресурсы
http://libozersk.ru/pages/index/79
 
www.ropryal.ru 
 
http://philology.ruslibrary.ru/ 
 
http://rus.1september.ru
 
http://lit.1september.ru
 
http://festival.1september.ru/subjects/9/
 
www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269
 
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10
 
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort
 
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

Информационные ресурсыhttp://libozersk.ru/pages/index/79 www.ropryal.ru   http://philology.ruslibrary.ru/  http://rus.1september.ru http://lit.1september.ru http://festival.1september.ru/subjects/9/ www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269 http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

Слайд 36Используемая литература:  
Долженко Ю. А.Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования.

– Барнаул: АКИПКРО, 2001.
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001.
Козак О.Н. Литературные викторины. -С.-Петербург, 1998.
Коровина В. Читаем, думаем, спорим... -М.,1996.
Кутузов А., Гутов А. Как войти в мир литературы. -М., 1995.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987
Власенков А.И. Русская словесность/ Пособие для учителя. -М., 2000.
Научно – методические журналы «Литература в школе»
Никитина Е. И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2000
Шмаков С. А. Игры в слова и со словами. М. : Издательство Астрель», 2000.


Используемая литература:  Долженко Ю. А.Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2001.Калганова Т.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть