Презентация, доклад к урокам литературы Тематический поэтический словарь

Содержание

Тематический поэтический словарьДепартамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»Автор: Елена Владимировна ЕршоваПредмет: литератураНоминация: электронный словарьВозрастная группа: 8-11 класс

Слайд 1Конкурс «Предметный словарь педагога»

Конкурс  «Предметный  словарь педагога»

Слайд 2Тематический поэтический словарь
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования
Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»

Автор: Елена Владимировна Ершова
Предмет: литература
Номинация: электронный словарь
Возрастная группа: 8-11 класс

Тематический поэтический  словарьДепартамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Слайд 3Разделы:
I раздел. Из теории стихосложения
II раздел. Системы стихосложения
III раздел. Виды

стихов
IV раздел. Размеры силлабо-тонического стиха
V раздел. Средства художественной выразительности поэтической речи
Разделы: I раздел. Из теории стихосложенияII раздел. Системы стихосложенияIII раздел. Виды стиховIV раздел. Размеры силлабо-тонического стихаV раздел.

Слайд 4I РАЗДЕЛ. Из теории стихосложения


Стихосложение
Стих
Стихотворение
Стопа
Строфа
Ритм
Рифма

I РАЗДЕЛ. Из теории стихосложения

Слайд 5стихосложение
Раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи.

стихосложениеРаздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи.

Слайд 6стих
(от греч. stilos – ряд, порядок)
Особый тип художественной прозы, определяющим признаком

которого является его строгая ритмическая организация.
Стихотворная строка. Во множественном числе словом «стихи» обозначают поэтическое творчество.

стих(от греч. stilos – ряд, порядок)Особый тип художественной прозы, определяющим признаком которого является его строгая ритмическая организация.Стихотворная

Слайд 7стихотворение
Небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
…Игриво пенится вода,
И чайка кружится

над дребезжащей
мачтой…
Печальное уходит без следа.
И ветер свеж,
И даль светла,
И легок путь, что мной однажды
начат.
А. Булыгин
стихотворениеНебольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.…Игриво пенится вода,И чайка кружится над дребезжащей

Слайд 8стопа
Условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического

стихосложения.
стопаУсловная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.

Слайд 9строфа
(от греч. strophe – поворот) – сочетание стихов, образующих единство. В

русской поэзии XIX – XX веков преобладает строфа из четырех стихов (катрен), гораздо реже из пяти или шести стихов.

Природа - сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.
Ф. Тютчев
строфа(от греч. strophe – поворот) – сочетание стихов, образующих единство. В русской поэзии XIX – XX веков

Слайд 10ритм
Повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей, например, ударных и безударных

слогов в силлабо-тоническом стихосложении.
ритмПовторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей, например, ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихосложении.

Слайд 11рифма
(от греч. rhythmos – соразмерность) – повтор звуков, связывающих окончания двух

и более строк. Рифма отмечает звуковым повтором стихотворные окончания (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
рифма(от греч. rhythmos – соразмерность) – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. Рифма отмечает звуковым

Слайд 12II РАЗДЕЛ. Системы стихосложения
Силлабическое стихосложение
Тоническое стихосложение
Силлабо-тоническое стихосложение

II РАЗДЕЛ. Системы стихосложенияСиллабическое стихосложениеТоническое стихосложениеСиллабо-тоническое стихосложение

Слайд 13Силлабическое стихосложение
(от лат. sillaba - слог) – система построения стиха, в

основе которой лежит равносложие, то есть одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (обычно 11 или 13 слогов) с цезурой после пятого или седьмого слога и, главным образом, с женской рифмой.
Силлабическое стихосложение(от лат. sillaba - слог) – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, то есть

Слайд 14Тоническое стихосложение
Стихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди

безударных.
Тоническое стихосложениеСтихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

Слайд 15Силлабо-тоническое стихосложение
(от греч. syllabé – слог и греч. tonos – ударение)

– система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов, образуя так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Силлабо-тоническое стихосложение(от греч. syllabé – слог и греч. tonos – ударение) – система построения стиха, основанная на

Слайд 16III РАЗДЕЛ. Виды стихов
Акростих
Вольный стих
Белый стих
Катрен
Ода
Свободный стих (верлибр)
Сонет
Стансы
Элегия

III РАЗДЕЛ. Виды стиховАкростихВольный стихБелый стихКатрен Ода Свободный стих (верлибр)СонетСтансыЭлегия

Слайд 17акростих
(от греч. akros – крайний, stichos – стих) – стихотворение, в

котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего имя.
акростих(от греч. akros – крайний, stichos – стих) – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые

Слайд 18вольный стих
Силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины.

вольный стихСиллабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины.

Слайд 19белый стих
Нерифмованный книжный стих. Название произошло от того, что его окончания,

где обычно помещается рифма, остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»).
белый стихНерифмованный книжный стих. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются в

Слайд 20катрен
(от франц. quatre – четыре) – четверостишие, самая частая строфа в

русской лирической поэзии XIX-XX веков. Как самостоятельные произведения катрены встречаются редко.

катрен(от франц. quatre – четыре) – четверостишие, самая частая строфа в русской лирической поэзии XIX-XX веков. Как

Слайд 21ода
(от греч. odé – песнь) – торжественное стихотворное произведение.

ода(от греч. odé – песнь) – торжественное стихотворное произведение.

Слайд 22свободный стих (верлибр)
Малоизученный вид стихосложения, распространившийся главным образом в XX веке

и стоящий, можно сказать, на грани между стихом и прозой, поскольку в нем не сохраняются рифма, постоянный размер, строки различны по числу слогов, строфы – по количеству строф.
свободный стих (верлибр)Малоизученный вид стихосложения, распространившийся главным образом в XX веке и стоящий, можно сказать, на грани

Слайд 23сонет
(от итал. sonare – звучать) – стихотворение из 14-ти стихов, построенное

по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трехстишия.
сонет(от итал. sonare – звучать) – стихотворение из 14-ти стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия

Слайд 24стансы
(от итал. stanza – остановка) – стихотворение, состоящее из небольших строф

по четыре стиха, в котором конец строфы обязательно служит концом предложения.
стансы(от итал. stanza – остановка) – стихотворение, состоящее из небольших строф по четыре стиха, в котором конец

Слайд 25элегия
(возможно от фригийск. elégn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики,

ставшая выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби.
элегия(возможно от фригийск. elégn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики, ставшая выражением философских размышлений, грустных раздумий,

Слайд 26IV РАЗДЕЛ. Размер стихотворения
Амфибрахий
Анапест
Дактиль
Хорей
Ямб

IV РАЗДЕЛ. Размер стихотворенияАмфибрахийАнапест ДактильХорейЯмб

Слайд 27амфибрахий
(от греч. amphibrachỳs – с двух сторон краткий) – трехсложный размер

стиха, в котором ударение падает на второй слог в стопе.
Схема: ᴗ -′ᴗ
амфибрахий(от греч. amphibrachỳs – с двух сторон краткий) – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на

Слайд 28анапест
(от греч. anápaistos – отраженный назад) – трехсложный размер стиха, в

котором ударение падает на третий слог в стопе.
Схема: ᴗ ᴗ -′
анапест(от греч. anápaistos – отраженный назад) – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на третий слог

Слайд 29дактиль
(от греч. daktylos – палец) – трехсложный размер, в котором ударение

падает на первый слог в стопе.
Схема: -′ᴗ ᴗ ᴗ

дактиль(от греч. daktylos – палец) – трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог в стопе.Схема:

Слайд 30хорей
(от греч. choros – хор) – двусложный размер, где ударения приходятся

на нечетные слоги.
Схема: -′ᴗ
хорей(от греч. choros – хор) – двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные слоги.Схема: -′ᴗ

Слайд 31ямб
(от греч. jambos?, восходит к названию музыкального инструмента) – двухсложный размер

в котором ударения падают на четные слоги.
Схема: ᴗ -′
ямб(от греч. jambos?, восходит к названию музыкального инструмента) – двухсложный размер в котором ударения падают на четные

Слайд 32V РАЗДЕЛ. Средства художественной выразительности поэтической речи.
Аллитерация
Анафора
Ассонанс
Гипербола
Градация
Гротеск
Звукопись
Инверсия
Метафора
Метонимия
Неологизм

Оксюморон
Олицетворение
Перифраз
Плеоназм
Синекдоха
Сравнение
Троп
Цезура
Эллипсис
Эпитет


Эпифора

V РАЗДЕЛ. Средства художественной выразительности поэтической речи.АллитерацияАнафораАссонансГипербола ГрадацияГротеск Звукопись ИнверсияМетафораМетонимияНеологизмОксюморонОлицетворениеПерифразПлеоназмСинекдохаСравнениеТропЦезураЭллипсис Эпитет Эпифора

Слайд 33аллитерация
(от лат. al - к, при, litera - буква) – повторение

в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи.
аллитерация(от лат. al - к, при, litera - буква) – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков,

Слайд 34анафора
(от греч. anaphora - вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых

слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубануть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А. К. Толстой
анафора(от греч. anaphora - вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или

Слайд 35ассонанс
(от лат. assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной

речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи.
ассонанс(от лат. assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из

Слайд 36гипербола
(от греч. - преувеличение) – средство художественного изображения, основанное

на преувеличении. Есть основания относить гиперболу к тропам.
гипербола(от греч.   - преувеличение) – средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Есть основания относить гиперболу

Слайд 37градация
(от лат. gradatio - постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события

и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии.
градация(от лат. gradatio - постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в

Слайд 38гротеск
(от франц. grotesque, от итал. grotesco) – в литературе и искусстве

одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
гротеск(от франц. grotesque, от итал. grotesco) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в

Слайд 39звукопись
Подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с

содержанием текста.
Виды звукописи: аллитерация; ассонанс.
звукописьПодбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.Виды звукописи: аллитерация; ассонанс.

Слайд 40инверсия
(от лат. inversio – перестановка) – нарушение последовательности речи, придающее фразе

новый выразительный оттенок.
инверсия(от лат. inversio – перестановка) – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.

Слайд 41метафора
(от греч. metaphorá - перенос) – вид тропа, переносное значение слова,

основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением.
метафора(от греч. metaphorá - перенос) – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или

Слайд 42метонимия
(от греч. - переименовывать) – вид тропа, в котором явление

или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи.
метонимия(от греч.  - переименовывать) – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других

Слайд 43неологизм
(от лат. neos - новый и lógos - слово) – слово

вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. В художественной литературе неологизм часто вводится писателем, живет только в его произведении, а иногда входит в общее употребление.
неологизм(от лат. neos - новый и lógos - слово) – слово вновь образованное, появившееся в связи с

Слайд 44оксюморон
(от греч. оximoron, букв. – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, сочетание контрастных

по значению слов, создающих новое понятие.

оксюморон(от греч. оximoron, букв. – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие.

Слайд 45олицетворение
Изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

олицетворениеИзображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Слайд 46перифраз
(от греч. periphrasis, от peri - вокруг, около, phrázo - говорю)

– описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, для придания повествованию большей выразительности.
перифраз(от греч. periphrasis, от peri - вокруг, около, phrázo - говорю) – описательный оборот речи, применяемый для

Слайд 47плеоназм
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной

стилистический эффект.

плеоназмПовторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Слайд 48синекдоха
(от греч. synekdoche) – один из тропов, разновидность метонимии, перенос значения

одного слова на другое по количеству: часть вместо целого, целое – вместо части.
синекдоха(от греч. synekdoche) – один из тропов, разновидность метонимии, перенос значения одного слова на другое по количеству:

Слайд 49сравнение
Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с

другим. Есть основания относить сравнение к тропам.
сравнениеФорма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Есть основания относить сравнение к

Слайд 50троп
(от греч. tropos - оборот) –употребление слова в переносном (а не

в прямом, основном) его значении.
Различают виды тропов: метафору, метонимию, есть основания относить к тропам эпитет, сравнение, иронию, гиперболу.
троп(от греч. tropos - оборот) –употребление слова в переносном (а не в прямом, основном) его значении.Различают виды

Слайд 51цезура
(от лат. caesura – рассечение, разрез) – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную

строку на два полустишия – равные или неравные.
цезура(от лат. caesura – рассечение, разрез) – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия – равные

Слайд 52эллипсис
(от греч. ellehpsis - выпадение, опущение) – стилистическая фигура, заключающаяся в

пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
эллипсис(от греч. ellehpsis - выпадение, опущение) – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из

Слайд 53эпитет
(от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и

эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений(есть основания относить эпитет к тропам).
эпитет(от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета

Слайд 54эпифора
(от греч. epiphora - повторение) – стилистическая фигура, противоположная анафоре; повтор

слова или сочетания слов в конце стихов, строф или фраз.
эпифора(от греч. epiphora - повторение) – стилистическая фигура, противоположная анафоре; повтор слова или сочетания слов в конце

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть