Слайд 1Конкурс
«Предметный
словарь педагога»
Слайд 2Тематический поэтический
словарь
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»
Автор: Елена Владимировна Ершова
Предмет: литература
Номинация: электронный словарь
Возрастная группа: 8-11 класс
Слайд 3Разделы:
I раздел. Из теории стихосложения
II раздел. Системы стихосложения
III раздел. Виды
стихов
IV раздел. Размеры силлабо-тонического стиха
V раздел. Средства художественной выразительности поэтической речи
Слайд 4I РАЗДЕЛ. Из теории стихосложения
Стихосложение
Стих
Стихотворение
Стопа
Строфа
Ритм
Рифма
Слайд 5стихосложение
Раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи.
Слайд 6стих
(от греч. stilos – ряд, порядок)
Особый тип художественной прозы, определяющим признаком
которого является его строгая ритмическая организация.
Стихотворная строка. Во множественном числе словом «стихи» обозначают поэтическое творчество.
Слайд 7стихотворение
Небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
…Игриво пенится вода,
И чайка кружится
над дребезжащей
мачтой…
Печальное уходит без следа.
И ветер свеж,
И даль светла,
И легок путь, что мной однажды
начат.
А. Булыгин
Слайд 8стопа
Условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического
стихосложения.
Слайд 9строфа
(от греч. strophe – поворот) – сочетание стихов, образующих единство. В
русской поэзии XIX – XX веков преобладает строфа из четырех стихов (катрен), гораздо реже из пяти или шести стихов.
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Ф. Тютчев
Слайд 10ритм
Повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей, например, ударных и безударных
слогов в силлабо-тоническом стихосложении.
Слайд 11рифма
(от греч. rhythmos – соразмерность) – повтор звуков, связывающих окончания двух
и более строк. Рифма отмечает звуковым повтором стихотворные окончания (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
Слайд 12II РАЗДЕЛ. Системы стихосложения
Силлабическое стихосложение
Тоническое стихосложение
Силлабо-тоническое стихосложение
Слайд 13Силлабическое стихосложение
(от лат. sillaba - слог) – система построения стиха, в
основе которой лежит равносложие, то есть одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (обычно 11 или 13 слогов) с цезурой после пятого или седьмого слога и, главным образом, с женской рифмой.
Слайд 14Тоническое стихосложение
Стихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди
безударных.
Слайд 15Силлабо-тоническое стихосложение
(от греч. syllabé – слог и греч. tonos – ударение)
– система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов, образуя так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Слайд 16III РАЗДЕЛ. Виды стихов
Акростих
Вольный стих
Белый стих
Катрен
Ода
Свободный стих (верлибр)
Сонет
Стансы
Элегия
Слайд 17акростих
(от греч. akros – крайний, stichos – стих) – стихотворение, в
котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего имя.
Слайд 18вольный стих
Силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины.
Слайд 19белый стих
Нерифмованный книжный стих. Название произошло от того, что его окончания,
где обычно помещается рифма, остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»).
Слайд 20катрен
(от франц. quatre – четыре) – четверостишие, самая частая строфа в
русской лирической поэзии XIX-XX веков. Как самостоятельные произведения катрены встречаются редко.
Слайд 21ода
(от греч. odé – песнь) – торжественное стихотворное произведение.
Слайд 22свободный стих (верлибр)
Малоизученный вид стихосложения, распространившийся главным образом в XX веке
и стоящий, можно сказать, на грани между стихом и прозой, поскольку в нем не сохраняются рифма, постоянный размер, строки различны по числу слогов, строфы – по количеству строф.
Слайд 23сонет
(от итал. sonare – звучать) – стихотворение из 14-ти стихов, построенное
по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трехстишия.
Слайд 24стансы
(от итал. stanza – остановка) – стихотворение, состоящее из небольших строф
по четыре стиха, в котором конец строфы обязательно служит концом предложения.
Слайд 25элегия
(возможно от фригийск. elégn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики,
ставшая выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби.
Слайд 26IV РАЗДЕЛ. Размер стихотворения
Амфибрахий
Анапест
Дактиль
Хорей
Ямб
Слайд 27амфибрахий
(от греч. amphibrachỳs – с двух сторон краткий) – трехсложный размер
стиха, в котором ударение падает на второй слог в стопе.
Схема: ᴗ -′ᴗ
Слайд 28анапест
(от греч. anápaistos – отраженный назад) – трехсложный размер стиха, в
котором ударение падает на третий слог в стопе.
Схема: ᴗ ᴗ -′
Слайд 29дактиль
(от греч. daktylos – палец) – трехсложный размер, в котором ударение
падает на первый слог в стопе.
Схема: -′ᴗ ᴗ ᴗ
Слайд 30хорей
(от греч. choros – хор) – двусложный размер, где ударения приходятся
на нечетные слоги.
Схема: -′ᴗ
Слайд 31ямб
(от греч. jambos?, восходит к названию музыкального инструмента) – двухсложный размер
в котором ударения падают на четные слоги.
Схема: ᴗ -′
Слайд 32V РАЗДЕЛ. Средства художественной выразительности поэтической речи.
Аллитерация
Анафора
Ассонанс
Гипербола
Градация
Гротеск
Звукопись
Инверсия
Метафора
Метонимия
Неологизм
Оксюморон
Олицетворение
Перифраз
Плеоназм
Синекдоха
Сравнение
Троп
Цезура
Эллипсис
Эпитет
Эпифора
Слайд 33аллитерация
(от лат. al - к, при, litera - буква) – повторение
в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи.
Слайд 34анафора
(от греч. anaphora - вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых
слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубануть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А. К. Толстой
Слайд 35ассонанс
(от лат. assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной
речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи.
Слайд 36гипербола
(от греч. - преувеличение) – средство художественного изображения, основанное
на преувеличении. Есть основания относить гиперболу к тропам.
Слайд 37градация
(от лат. gradatio - постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события
и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии.
Слайд 38гротеск
(от франц. grotesque, от итал. grotesco) – в литературе и искусстве
одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
Слайд 39звукопись
Подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с
содержанием текста.
Виды звукописи: аллитерация; ассонанс.
Слайд 40инверсия
(от лат. inversio – перестановка) – нарушение последовательности речи, придающее фразе
новый выразительный оттенок.
Слайд 41метафора
(от греч. metaphorá - перенос) – вид тропа, переносное значение слова,
основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением.
Слайд 42метонимия
(от греч. - переименовывать) – вид тропа, в котором явление
или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи.
Слайд 43неологизм
(от лат. neos - новый и lógos - слово) – слово
вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. В художественной литературе неологизм часто вводится писателем, живет только в его произведении, а иногда входит в общее употребление.
Слайд 44оксюморон
(от греч. оximoron, букв. – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, сочетание контрастных
по значению слов, создающих новое понятие.
Слайд 45олицетворение
Изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
Слайд 46перифраз
(от греч. periphrasis, от peri - вокруг, около, phrázo - говорю)
– описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, для придания повествованию большей выразительности.
Слайд 47плеоназм
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной
стилистический эффект.
Слайд 48синекдоха
(от греч. synekdoche) – один из тропов, разновидность метонимии, перенос значения
одного слова на другое по количеству: часть вместо целого, целое – вместо части.
Слайд 49сравнение
Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с
другим. Есть основания относить сравнение к тропам.
Слайд 50троп
(от греч. tropos - оборот) –употребление слова в переносном (а не
в прямом, основном) его значении.
Различают виды тропов: метафору, метонимию, есть основания относить к тропам эпитет, сравнение, иронию, гиперболу.
Слайд 51цезура
(от лат. caesura – рассечение, разрез) – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную
строку на два полустишия – равные или неравные.
Слайд 52эллипсис
(от греч. ellehpsis - выпадение, опущение) – стилистическая фигура, заключающаяся в
пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Слайд 53эпитет
(от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и
эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений(есть основания относить эпитет к тропам).
Слайд 54эпифора
(от греч. epiphora - повторение) – стилистическая фигура, противоположная анафоре; повтор
слова или сочетания слов в конце стихов, строф или фраз.