Презентация, доклад к урокам И.С.Тургенева Муму

Содержание

И.С.Тургенев (1818-1883г) Блиц –турнир по рассказу «Муму»Рассказ «Муму»

Слайд 1ГУ «Галкинская средняя общеобразовательная школа», Щербактинский район
Презентация к урокам по рассказу

И.С.Тургенева «Муму»
Составитель презентации:
учитель русского языка и литературы Устименко Т.И.
ГУ «Галкинская средняя общеобразовательная школа», Щербактинский районПрезентация к урокам по рассказу И.С.Тургенева «Муму»Составитель презентации:   учитель

Слайд 2И.С.Тургенев (1818-1883г)
Блиц –турнир по рассказу «Муму»
Рассказ «Муму»

И.С.Тургенев (1818-1883г)  Блиц –турнир по рассказу «Муму»Рассказ «Муму»

Слайд 3Барская  усадьба Тургеневых – Спасское-Лутовиново.

Барская  усадьба Тургеневых – Спасское-Лутовиново.

Слайд 41 группа: Историки «Что такое крепостное право?»
Исследовательская работа
3 группа: литературоведы «Прототипы

рассказа «Муму»

2 группа: теоретики
«Объясните значение слов: помещик ,гувернер, челядь, дворня, прототип»

проверь

проверь

проверь

1 группа: Историки «Что такое крепостное право?»Исследовательская работа3 группа: литературоведы «Прототипы рассказа «Муму»2 группа: теоретики«Объясните значение слов:

Слайд 5Аудиозапись характеристики Герасима

Аудиозапись характеристики Герасима

Слайд 6План характеристики Герасима
1. Необычайная сила Герасима.
2. Новые обязанности Герасима.
3. Отношения с остальными

слугами.
4. Случай в околотке.
5. Нрав Герасима.

План характеристики Герасима1. Необычайная сила Герасима.2. Новые обязанности Герасима.3. Отношения с остальными слугами.4. Случай в околотке.5. Нрав

Слайд 7Жизнь Герасима в городе.

Жизнь Герасима в городе.

Слайд 8Задание.«Дополните предложения..»
Вырос немой и могучий, как………….
“скучал и недоумевал, как

……….
“бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как………
“дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………

проверь

Задание.«Дополните предложения..» Вырос немой и могучий, как…………. “скучал и недоумевал, как ………. “бросался на землю лицом и

Слайд 9Образ барыни.
1. Что мы узнали о барыне в начале рассказа?
2.

Как вы понимаете слова: День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?

проверь

Образ барыни.1. Что мы узнали о барыне в начале рассказа? 2. Как вы понимаете слова: День ее,

Слайд 10Герасим и Татьяна.  
– Что она была за человек?
проверь

Герасим и Татьяна.  – Что она была за человек?проверь

Слайд 11Найдите в учебнике фрагмент разговора, в котором Татьяну уговаривают притвориться пьяной.

Видеоролик:

«Опьянение Татьяны»
Найдите в учебнике фрагмент разговора, в котором Татьяну уговаривают притвориться пьяной.Видеоролик: «Опьянение Татьяны»

Слайд 12Сходство и различие характеров Герасима и Татьяны.

Сходство и различие характеров Герасима и Татьяны.

Слайд 13 Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде

синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. 1 строка – одно существительное,

Слайд 14Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9
1. Герасим самовольно

уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни

проверь

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в

Слайд 15Герасим и Муму
«Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,

как ухаживал Герасим за своей питомицей ».
Герасим и Муму«Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей

Слайд 16За что невзлюбила барыня Му-му?

Почему?

Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене.

За что невзлюбила барыня  Му-му?        Почему?  Барыня начала

Слайд 17Прощание Герасима с Муму
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Прощание Герасима с Муму– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Слайд 18 А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва

осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке - дно было залито водой - и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...
А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по

Слайд 19Уход Герасима из города в деревню
И Герасим своим уходом в деревню

протестует против действий барыни.
Уход Герасима из города в деревнюИ Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни.

Слайд 20Предыстория Герасима
История, случившаяся с Герасимом, произошла на

самом деле. Немой дворник Андрей служил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собака.
Предыстория Герасима    История, случившаяся с Герасимом, произошла на самом деле. Немой дворник Андрей служил

Слайд 21Кто виноват в гибели Муму? Докажи своё мнение.
И.С. Тургенев
Барыня

Герасим
Степан
Крепостное право
Кто виноват в гибели Муму? Докажи своё мнение. И.С. Тургенев Барыня Герасим Степан Крепостное право

Слайд 22 И.С. Тургеневу удалось показать в повести

тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также
(на примере Герасима)
другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться».
И.С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей,

Слайд 23 Памятник Муму в г. Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге недавно установлен необычный памятник

собаке - героине повести И.Тургенева "Муму". Увековечены сапоги Герасима и печальная Муму. Отлитая из чугуна скульптурная композиция с лопоухой дворнягой находится у входа в клуб-кафе "Муму" на площади Тургенева.
Открытие литературного памятника состоялось 25 марта 2004 года.

Памятник Муму в  г. Санкт-ПетербургеВ Санкт-Петербурге недавно установлен необычный памятник собаке - героине повести И.Тургенева

Слайд 24Рефлексия:прием «На ладошке»

Рефлексия:прием «На ладошке»

Слайд 25Домашнее задание. Свободное письмо: «Жизнь и судьба Герасима – это протест

против крепостного права»
Домашнее задание. Свободное письмо: «Жизнь и судьба Герасима – это протест против крепостного права»

Слайд 261 Группа Историки. Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично

подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). “Тягло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
1 Группа Историки.  Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин,

Слайд 272 группа Теоретики
Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они

находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.
2 группа Теоретики Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих

Слайд 283 группа: литературоведы.
Прототипами героев рассказа стали реальные люди
В дальней господской деревне

матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках.
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь. Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
 
 
 
 
 
 

3 группа: литературоведы.Прототипами героев рассказа стали реальные люди В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик,

Слайд 29Ключ к заданию:«Дополните предложения..» “вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет

на плодородной земле)” “скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)” “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)”
Ключ к заданию:«Дополните предложения..»  “вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)” “скучал и

Слайд 30
1. (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери

вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)
2. (Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

1. (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко

Слайд 31- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл;

но и вечер её был чернее ночи»?

(Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее

Слайд 32Характеристика Татьяны 
“С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она

за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.

Характеристика Татьяны  “С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой

Слайд 33Ключи к заданию «Восстанови последовательность»
2,4,7,5,3,9,6,8,1

Ключи к заданию «Восстанови последовательность»2,4,7,5,3,9,6,8,1

Слайд 34Блиц - турнир
Герасим
10
25
Барыня
10
15
20
-
Татьяна
-
15
20
-
Муму
10
-
20
--

20
15

Блиц - турнирГерасим1025Барыня101520-Татьяна-1520-Муму10-20--2015

Слайд 35Новые обязанности Герасима.
Ответ: Двор содержать в чистоте, два раза в

день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни, да чужих не пускать и по ночам караулить.
Новые обязанности Герасима. Ответ: Двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать

Слайд 36Продолжи фразу: «Скучал и недоумевал ,как молодой здоровый бык»
Ответ: «Скучал и

недоумевал ,как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат ,а куда - Бог весть»
Продолжи фразу: «Скучал и недоумевал ,как молодой здоровый бык»Ответ: «Скучал и недоумевал ,как молодой здоровый бык, которого

Слайд 37Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
Ответ: Герасим своим уходом в

деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?Ответ: Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он

Слайд 38Раскройте смысл: «Жить бобылем»
Ответ: Жить бобылем – одиноко, без родных, без

семьи
Раскройте смысл: «Жить бобылем»Ответ: Жить бобылем – одиноко, без родных, без семьи

Слайд 39В каком городе служили сыновья барыни?
Ответ: В Петербурге

В каком городе служили сыновья барыни?Ответ: В Петербурге

Слайд 40Где и в каких условиях жила барыня?
Ответ: В одной из отдаленных

улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью, жила барыня, окруженная многочисленной дворней.
Где и в каких условиях жила барыня?Ответ: В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с

Слайд 41 Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать

собаку? Чем она ей помешала?

Ответ: Непослушание

Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?

Слайд 42За кого барыня хотела отдать Татьяну замуж?
Ответ: За пьяницу Капитона

За кого барыня хотела отдать Татьяну замуж?Ответ: За пьяницу Капитона

Слайд 43Почему Герасим отказался от Татьяны?
Ответ: Герасим не любил пьяниц. А Татьяне

было приказано пройти пошатываясь ,то есть притвориться пьяной.
Почему Герасим отказался от Татьяны?Ответ: Герасим не любил пьяниц. А Татьяне было приказано пройти пошатываясь ,то есть

Слайд 44В каком городе установлен памятник собаке-героине?
Ответ: В Санкт-Петербурге

В каком городе установлен памятник собаке-героине?Ответ: В Санкт-Петербурге

Слайд 45Сколько дней ,недель было собачке ,когда ее нашел Герасим?
Ответ: недели три


Сколько дней ,недель было собачке ,когда ее нашел Герасим?Ответ: недели три

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть