Слайд 1Исследовательский проект:
Как учили грамоте в Древней Руси
Работу выполнила ученица 6А класса
Родионова
Аилина Эрнестовна
Руководитель учитель русского языка
Добренькая Е.Г
Слайд 2Цель моей работы:
Познакомиться с историей возникновения и развития письменности в Древней
Руси, обучения в школах.
Задачи:
•Изучить информацию по данной теме.
•Выявить, как воспитывали и обучали учеников в Древней Руси.
•Узнать, как развивалась письменность.
План моей работы:
•Обобщение информации из разных источников.
•Подготовка иллюстративного материала.
•Оформление материала для презентации и приготовление стендового реферата.
•Проведение анкетирования среди сверстников.
Слайд 3В чем актуальность моей темы?
На сегодняшний день, когда современное образование достигает
вершин, стоит ли задумываться о древнерусской школе? Мне кажется, да. В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения. И мне кажется, они будут интересны моим сверстникам.
Гипотеза: Возможно, многие мои сверстники не знают, как учили грамоте в Древней Руси. Я считаю, что на Руси занимались воспитанием и обучением, но не было доступного образования. Обучаться грамоте могли не все, а только избранные, дети знатных родителей. Для подтверждения моей версии, я предложила своим сверстникам ответить на несколько вопросов.
Слайд 916
У ребят были разнообразные ответы на вопросы,но не все ответы были
верными. Поэтому я поняла, что мой проект нужен для расширения кругозора учащихся.
Слайд 1316
Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы
и приемы семейного воспитания были разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных песен.
Слайд 14Возникновение письменности и алфавита
Кириллица
Русский алфавит произошел от славянского, который в 863
году придумал Кирилл.
Слайд 1516
Применялась она наряду с кириллицей, а затем постепенно была вытеснена этой
более простой по написанию азбукой. Некоторое время глаголица использовалась в качестве тайнописи.
Глаголица — первоначальная славянская азбука—до XVIII в.
Слайд 1616
Чем и на чём писали в школах Древней Руси
Пергамент – это
специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Книги из пергамента были очень дорогие.
Слайд 17Свиток - свёрнутая
трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или иного писчего
материала.
Слайд 1816
Берёста -верхний слой коры, содранный с берёзы.
Слайд 19Птичье перо.
Такими перьями писали около 1000 лет.
Слайд 20Чернила для письма делали из сока чернильных орешков или сажи.
Слайд 21Гусиные перья часто ломались и их приходилось часто менять. Поэтому люди
придумали стальное перо. Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году.
Слайд 22Немного о школе
В старину детей отдавали на ученье
1 декабря, в
день святого пророка Наума. И в народе говорили так:
“Пророк Наум, наставит на ум”.
Слайд 23Образование мальчиков
Мальчики получали образование у священников или «мастеров».
Слайд 24Женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, где девочек обучали
пению, письму, чтению и швейному мастерству.
Слайд 25«Азбуку учат – во всю избу кричат»
Слайд 26Кто не слушался учителя - ставили
на горох в угол на
колени.
Кто выучил уроки - идёт домой.
Ученикам запрещалось рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит даже своим родителям. Если ученик ослушался, то его наказывали розгами.
Слайд 27Обучение грамоте в Древней Руси
Еще задолго до принятия на Руси христианства
славяне имели собственную письменность, которая представляла собой одну из разновидностей рунического письма.
Слайд 28Структура обучения грамоте имела три устойчивые части:
• начиналось обучение с заучивания
азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице);
• затем проходило обучение чтению «по складам» (слогам), или «по низам»;
• завершающим этапом было чтение «по верхам», то есть чтение слов, предложений и текстов.
Слайд 29Заключение
Я узнала, что обучение грамоте было довольно трудным.
Большое участие в обучении
принимали не только учителя, но и родители. Многое из истории древнерусской школы нужно взять на заметку нынешнему школьнику:
бережное отношение к книге;
терпение;
дисциплинированное отношение к учёбе.
А главное – беспрекословное подчинение тому человеку, который даёт тебе знания!