Презентация, доклад к учебному занятию по русскому языку в 10 классе по теме Сложное предложение.

Содержание

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 Б классеТИП УРОКА: комбинированныйФОРМА УРОКА: разноаспектный анализ текста Тема: Сложное предложение

Слайд 1


Руднева
Светлана Федоровна
учитель русского языка

МБОУ «Гимназия № 1»

Презентация к уроку русского языка

Руднева Светлана Федоровна  учитель русского языка   МБОУ «Гимназия № 1»Презентация к уроку русского

Слайд 2
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 Б классе
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОРМА УРОКА: разноаспектный

анализ текста

Тема: Сложное предложение

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 Б классеТИП УРОКА: комбинированныйФОРМА УРОКА: разноаспектный анализ текста

Слайд 3 Цели урока

образовательная: систематизация и закрепление знаний о сложных предложениях, постановке знаков

препинания в них;

развивающая: развитие потребности в речевом самосовершенствовании ; владение русским языком как средством общения в учебной деятельности;

воспитательная: воспитание уважения к русскому языку, осмысление морально-этических норм, эстетической ценности русского языка;

метапредметная: формирование метапредметного представления о понятиях «храбрость», «мудрость» в рамках метапредметной темы «Знания и мнение».

Цели урокаобразовательная: систематизация и закрепление знаний о сложных предложениях, постановке

Слайд 4Этапы урока, методы ,формы и приемы:
Организационный момент (прием «Отсроченная загадка») -2 мин.

Целеполагание – 1 мин.
Актуализация знаний по истории и литературе (прием «Задай вопрос») – 3 мин.
Актуализация знаний по русскому языку (прием «Задай вопрос»)–2 мин.
Тестирование по теме «Сложное предложение» (использование системы VOTUM) – 2 мин.
Разноаспектный анализ текста из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (работа в парах) – 7 мин.
Лексическая работа (прием «ассоциативные ряды») – 4 мин.
Открытое задание (анализ синтаксического строя текста Л.Н.Толстого) – 4 мин.
Работа со словарями С.И.Ожегова, В.В. Даля – 2 мин.
Творческое задание – 6 мин.
Чтение и обсуждение сочинений – 2 мин.
Этап рефлексивного осмысления урока – 3 мин.
Заключительное слово учителя –1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.




Этапы урока, методы ,формы и приемы:Организационный момент (прием «Отсроченная загадка») -2 мин. Целеполагание – 1 мин.Актуализация знаний

Слайд 5Знать

Уметь

понятие сложного предложения и его виды;
средства связи предикативных частей сложного

предложения;
знаки препинания в них;
типы придаточных

разграничивать простые и сложные предложения;
ставить знаки препинания в сложных предложениях;
строить схемы предложений;
грамотно (коммуникативно обоснованно) употреблять в речи сложные предложения;
создавать текст на определенную тему с грамматическим заданием

Задачи для обучающихся

ЗнатьУметьпонятие сложного предложения и его виды; средства связи предикативных частей сложного предложения; знаки препинания в них; типы

Слайд 6компьютер, интерактивная доска (презентация о М. И. Кутузове, фрагменты из к/ф

«Война и мир» (реж. С.Бондарчук), словари, рефлексивные листы, система электронного тестирования VOTUM, задания с текстом из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, карточки
 

Оборудование и дидактический материал

компьютер, интерактивная доска (презентация о М. И. Кутузове, фрагменты из к/ф «Война и мир» (реж. С.Бондарчук), словари,

Слайд 7I. Оргмомент - 2 мин.
Вступительное слово учителя
Работа с эпиграфом (прием

«Отсроченная загадка»)
Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас, и лежало в наших отцах, делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. (Л.Н.Толстой)

Учитель: отметьте ключевые слова в этом высказывании. Предполагаемый ответ (великое дело, Россия).
Ваше восприятие этого высказывания в течение урока изменится, а от чего это будет зависеть, узнаете в конце урока.
Каждый раз, когда кто-то берет книгу Л.Н.Толстого «Война и мир», жизнь этой книги начинается снова. И эта жизнь не та, которой она жила до сих пор. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, но вот читатель другой. Писатель открыт всем. Откроем книгу и сделаем свои открытия.

I. Оргмомент - 2 мин. Вступительное слово учителяРабота с эпиграфом (прием «Отсроченная загадка»)Каждый русский житель, не на

Слайд 8II. Целеполагание - 1 мин.
Работа с рефлексивными листами
 Тема урока «Сложное предложение»

(запись в тетрадь).
Учитель: В рефлексивных листах поставьте «+» или «-» в колонках, оценивая свои знания и умения по теме «Сложное предложение». В конце урока вы также оцените себя и сравните полученные результаты .

II. Целеполагание - 1 мин.Работа с рефлексивными листами Тема урока «Сложное предложение» (запись в тетрадь). Учитель: В рефлексивных

Слайд 9III.Актуализация знаний по истории и литературе - 3 мин.
Учитель: Попробуйте сформулировать

вопросы, без которых обращение к тексту романа «Война и мир» невозможно. (Предполагаемый ответ: 1) Какое главное историческое событие легло в основу написания романа-эпопеи? 2) Какое сражение сыграло самую важную роль в освободительной войне? 4) Каких героев-полководцев, участвовавших в Великой Отечественной войне 1812 года, вы знаете?)

Обратимся к
личности Михаила Илларионовича Кутузова (презентация, подготовленная учеником).

Именно Бородинское сражение – стало точкой пересечения всех судеб героев романа: и исторических, и литературных.

III.Актуализация знаний по истории и литературе - 3 мин.Учитель: Попробуйте сформулировать вопросы, без которых обращение к тексту

Слайд 10IV.Актуализация знаний по русскому языку - 2 мин.
Самостоятельная работа с интерактивной

таблицей.
Учитель: Повторим теорию о сложном предложении.
Задание: сформулируйте самостоятельно вопросы по таблице.
Предполагаемый ответ (1.Какие предложения называются сложными? 2. Назовите виды сложных предложений? 3. Как соединяются части предложения в ССП, в СПП, в БСП? 4. Назовите типы придаточных в СПП).

IV.Актуализация знаний по русскому языку - 2 мин.Самостоятельная работа с интерактивной таблицей.Учитель: Повторим теорию о сложном предложении.

Слайд 11V.Тестирование по теме «Сложное предложение (использование системы VOTUM) 2 мин.
Обучающиеся отвечают

на вопросы теста, анализируют ошибки, корректируют знания.

V.Тестирование по теме «Сложное предложение (использование системы VOTUM) 2 мин.Обучающиеся отвечают на вопросы теста, анализируют ошибки, корректируют

Слайд 12VI. Разноаспект
ный анализ текста из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (работа

в парах - 7 мин.)

Задания к тексту:
Прочитайте текст.
Расставьте знаки препинания и сформулируйте правила их постановки.
Постройте схему 4-го предложения. Укажите тип придаточных предложений.
Определите тему и идею текста.
Каким главнокомандующим предстает Кутузов в тексте? (неторопливый, спокойный, старый, больной…. человек)
(устный отчет о проделанной работе, один ученик объясняет постановку знаков препинания, расставляя их за компьютером)

Учитель: посмотрите отрывок из к/ф «Война и мир» (эпизод «Бородинское сражение») и сравните эмоциональное состояние Кутузова с напряженностью боя (залпы орудий, крики людей, смерть).

VI. Разноаспектный анализ текста из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (работа в парах - 7 мин.)Задания к

Слайд 13
Текст для анализа
Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
(Т.3, ч.2, гл.

XXXV)
1. Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом на покрытую ковром лавку, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. 2. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
3. «Да, да, сделайте это», - отвечал он на различные предложения; «Да, да, съезди, голубчик, посмотри», - обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: «Нет, не надо, лучше подождем», - говорил он. 4. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненными; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его.
Текст для анализаОтрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»(Т.3, ч.2, гл. XXXV)	1. Кутузов сидел, понурив седую голову

Слайд 145. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что

руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
6. Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.

5. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с

Слайд 15VIII.
Лексическая работа (прием «ассоциативные ряды») -4 мин.
Учитель: Составьте два ассоциативных ряда,

связанных с образом М.И.Кутузова: полководец и старик
Каким предстает Кутузов в начале текста?
Каким предстает Кутузов в конце текста?
С какого предложения Толстой начинает показывать Кутузова как полководца?


Предполагаемый ответ (Кутузов в начале текста - старик, больной, безынициативный, слабый. С предложения №4 «…но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его…». Кутузов в конце текста – умудренный военным опытом полководец.)
Каких частей речи больше употреблено во втором абзаце текста? Почему?
Можно ли утверждать, что в тексте наблюдается экономия языковых средств? Обоснуйте свой ответ.
Можно ли утверждать, что в тексте кольцевая композиция? Обоснуйте свой ответ.

VIII.Лексическая работа (прием «ассоциативные ряды») -4 мин.Учитель: Составьте два ассоциативных ряда, связанных с образом М.И.Кутузова: полководец и

Слайд 16VIII.Открытое задание (анализ синтаксического строя Толстого) -4 мин.


Текст карточек
Синтаксис Толстого отличается

(большим своеобразием), так как нарушает общепринятые грамматические нормы. Фраза у Толстого, как правило, (сложная, распространенная, «неприглаженная», «неправильная»). Сам Толстой признавался: «Я люблю то, что называется неправильностью, что есть характерность». В языке Толстого трудно заметить приоритет каких-либо грамматических категорий слов или пристрастие к определенным частям речи, вроде глагола, как в прозе Пушкина, или прилагательных и наречий, как у Тургенева, или имен существительных, как у Гончарова. Толстой в равной мере пользуется всеми этими категориями. «Но громоздкая на первый взгляд, кажущаяся синтаксически неправильной фраза Толстого имеет свою (внутреннюю структуру и выразительность). Она позволяет автору (тоньше и непосредственнее) представить мысли, переживания и действия героев»
Проверяем свой вариант с текстом без пропусков

Учащиеся формулируют выводы (вставляют пропущенные слова в высказывания лингвистов)

VIII.Открытое задание (анализ синтаксического строя Толстого) -4 мин.Текст карточекСинтаксис Толстого отличается (большим своеобразием), так как нарушает общепринятые

Слайд 17IX. Работа со словарями С.И.Ожегова, В.В. Даля – 2 мин.


Обучающиеся рассматривают

значения слов храбрость, мудрость, простой, истинный и вновь обращаются к эпиграфу:
Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас, и лежало в наших отцах,…делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. (Л.Н.Толстой)
Какие ключевые слова вы можете отметить в высказывании Л.Н.Толстого сейчас?
Как изменилось ваше мнение после работы с лексическими значениями слов, после анализа текста?

IX. Работа со словарями С.И.Ожегова, В.В. Даля – 2 мин.Обучающиеся рассматривают значения слов храбрость, мудрость, простой, истинный

Слайд 18 X.Творческая работа - 6 мин.

Напишите сочинение-миниатюру, используя сложные предложения, на

тему:
«Храбрость. Дайте свое определение этого качества человека. Можно ли назвать Кутузова храбрым?»
X.Творческая работа - 6 мин.Напишите сочинение-миниатюру, используя сложные предложения, на тему: «Храбрость.

Слайд 19
Прочитайте свои работы. Сравните свое видение образа Кутузова с видением Толстого,

с видением одноклассников.

XI. Чтение и обсуждение сочинений - 2 мин.

Прочитайте свои работы. Сравните свое видение образа Кутузова с видением Толстого, с видением одноклассников. XI. Чтение и

Слайд 20XII. Этап рефлексивного осмысления урока - 3 мин.

Заполнение рефлексивных листов
Что изменилось

в оценке своих знаний, умений?
Какие открытия сделали для себя?
XII. Этап рефлексивного осмысления урока - 3 мин.Заполнение рефлексивных листовЧто изменилось в оценке своих знаний, умений?Какие открытия

Слайд 21Учитель: Я закрываю книгу - роман Л.Н.Толстого «Война и мир», которая

перенесла нас почти на 200 лет назад. Мы прожили с героем романа полководцем Кутузовым маленький отрезок его жизни. Попытались понять и прочувствовать его состояние. И помогло нам в этом великое слово Л.Н.Толстого.

XIII. Заключительное слово учителя – 1 мин.

Учитель: Я закрываю книгу - роман Л.Н.Толстого «Война и мир», которая перенесла нас почти на 200 лет

Слайд 22XIV. Домашнее задание – 1 мин.
По выбору:
1) Напишите сочинение-эссе на

тему «Слово о героях(е) Отечественной войны 1812 года». Используйте сложные предложения. Эпиграф: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л.Н.Толстой) 

2) Выпишите из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 4 - 5 сложных предложений с 5- 6 предикативными частями. Постройте схему одного предложения.

XIV. Домашнее задание – 1 мин.По выбору: 1) Напишите сочинение-эссе на тему «Слово о героях(е) Отечественной войны

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть