Презентация, доклад к районному семинару учителей русского языка и литературы на тему Метод проектов

Содержание

Востребован метод, который бы:формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;развивал бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;формировал бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с

Слайд 1Районный семинар учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Володарского муниципального

района по теме: «Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами проектного обучения в условиях введения ФГОС II поколения»


Метод проектов
Каленова Ю. А., учитель русского языка и литературы,
МАОУ СШ № 8, п. Новосмолинский

Районный семинар учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Володарского муниципального района по теме: «Формирование и развитие

Слайд 2Востребован метод, который бы:

формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся

в учении;
развивал бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировал бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
был бы приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса обучающихся;
реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале
мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Востребован метод, который бы:формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;развивал бы в первую очередь

Слайд 3В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся

на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.



Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении

Слайд 4Метод проектов - принципиально иная (хотя и не новая) философия построения

образовательного процесса.


Она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

Для того чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов - принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса.  Она берет свое

Слайд 5Классификация проектов

Классификация проектов

Слайд 6По содержательной специфике:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта

или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, поселка, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По содержательной специфике: Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.Продукт заранее определен

Слайд 7По комплексности :
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или

одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

2) Межпредметные проекты выполняются и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По комплексности :1)	Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут

Слайд 8По характеру контактов:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа

проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По характеру контактов:внутриклассными;внутришкольными;региональными (разного масштаба);межрегиональными (в рамках одного государства);международными.Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило,

Слайд 9по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты,

требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Среднесрочные - недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Долгосрочные - годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
по продолжительности Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков.Уроки используются для

Слайд 10По методам:
Классификационные – репродуктивный;

Познавательные – частично-поисковый и поисковый;

Исследовательские - исследовательский

По методам:Классификационные – репродуктивный;Познавательные – частично-поисковый и поисковый;Исследовательские - исследовательский

Слайд 11По содержанию:
Материальные;
Интеллектуальные;
Экологические;
Сервисные;
Комплексные


По содержанию:Материальные;Интеллектуальные;Экологические;Сервисные;Комплексные…

Слайд 12По количеству участников:
Персональные (индивидуальные)
Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть

выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
у обучающегося полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
обучающийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у обучающегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Групповые
Преимущества групповых проектов:
у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

По количеству участников:Персональные (индивидуальные)Преимущества персональных проектов:план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;у

Слайд 13Примерная направленность творческих проектов:
Производство
Школа
Сервис
Досуг
Дом
Профессиональное
самоопределение
Направленность
проектной
деятельности


Примерная направленность творческих проектов:ПроизводствоШколаСервисДосугДомПрофессиональное самоопределениеНаправленностьпроектной деятельности

Слайд 14Основные требования к проекту (5П+1):
наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской,

информационной, практической …
планирования действий по разрешению проблемы ;
поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
презентация - продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
+
Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Основные требования к проекту (5П+1):наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической …планирования действий по разрешению

Слайд 15Психологическая основа творческой проектной деятельности включает:
Мотив
Предмет
Результат
Способ
Цель

Психологическая основа творческой проектной деятельности включает:МотивПредметРезультатСпособЦель

Слайд 16 Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами

проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские.
Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть