Презентация, доклад к проекту по русскому языку на тему Интересная фразеология

Содержание

Цель: рассказать о фразеологических единицах, их функционировании в русском языке. Задачи:Дать определение фразеологического оборота.Провести классификацию фразеологизмов по их происхождению и стилистической окрашенности.Проследить связь фразеологизмов с профессиональной деятельностью

Слайд 1Интересная фразеология
Выполнила: Кузменкина Ирина Валентиновна учитель русского и литературы
МБОУ

СОШ №11
п. Новый Ургал
Интересная фразеология Выполнила: Кузменкина Ирина Валентиновна учитель русского и литературы МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал

Слайд 2 Цель: рассказать о фразеологических единицах, их

функционировании в русском языке.

Задачи:
Дать определение фразеологического оборота.
Провести классификацию фразеологизмов по их происхождению и стилистической окрашенности.
Проследить связь фразеологизмов с профессиональной деятельностью человека.
Привести примеры происхождения и употребления в речи наиболее интересных фразеологических оборотов.
Цель: рассказать о фразеологических единицах, их функционировании в русском языке.

Слайд 3 Новизна: данная презентация может быть использована на уроках русского

языка, поэтому она содержит не только теоретический материал, но и интересные задания. Они помогают решить следующие задачи:

расширить кругозор учащихся,
вызвать интерес к русской фразеологии,
воспитать любовь к языку.
Новизна: данная презентация может быть использована на уроках русского языка, поэтому она содержит не только

Слайд 4 Актуальность работы:
фразеология является неотъемлемой и совершенно необходимой

частью нашего языка. Фразеологические обороты обогащают наш словарный запас и придают речи выразительность и образность.
Актуальность работы:  фразеология является неотъемлемой и совершенно необходимой частью нашего языка. Фразеологические обороты обогащают

Слайд 5 Фразеологизмы (от греч. phrasis – выражение и logos

– учение) – это устойчивые неделимые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Фразеологизмы не создаются в процессе речи, а извлекаются из памяти в готовом виде.

Многие фразеологические обороты можно заменить одним словом:
раскинуть умом – подумать;
бить баклуши – бездельничать;
водить за нос – обманывать.



Однако есть и такие фразеологизмы, которые равны целому описательному выражению:
сесть на мель – попасть в крайне затруднительное
положение.

Фразеологизмам свойственна метафоричность и выразительность.

В предложении фразеологический оборот является одним членом предложения.
Фразеологизмы (от греч. phrasis – выражение и logos – учение) – это устойчивые неделимые

Слайд 6Откуда в русский язык пришли фразеологизмы?
исконно русские


Баба Яга.
Илья Муромец.
Избушка на курьих
ножках.

Не

солоно хлебавши.
Бить в набат.
Как Мамай прошёл.

Шито белыми нитками.
Топорная работа.

А воз и ныне там.
А ларчик просто
открывался.
(И.А. Крылов)

заимствованные

Манна небесная.
Соломоново решение.
Блудный сын.

Яблоко раздора.
Сизифов труд.
Кануть в Лету.

Тет-а-тет.
Карт бланш.

Быть или не быть…
(У. Шекспир)
Принцесса на горошине.
(Г. Х. Андерсен)


Откуда в русский язык пришли фразеологизмы?исконно русскиеБаба Яга.Илья Муромец.Избушка на курьихножках.Не солоно хлебавши.Бить в набат.Как Мамай прошёл.Шито

Слайд 7Значительная часть фразеологизмов в русском языке связана с профессиональной деятельностью человека:
топорная

работа,
снять стружку,
бить баклуши,
тютелька в тютельку,
разделать под орех;

на живую нитку,
на один покрой,
трещать по швам;
семь раз отмерь,
один раз отрежь;

толочь воду в ступе,
калачом не заманишь,
заварить кашу,
расхлёбывать кашу,
попасть как кур в ощип;



между молотом
и наковальней,
зажать в тиски,
довести до белого каления;

брать на прицел,
попасть в ловушку,
клевать носом;
ни пуха, ни пера;
на ловца и зверь бежит,
сматывать удочки,
закидывать удочки;

дело табак,
тянуть лямку;



Значительная часть фразеологизмов в русском языке связана с профессиональной деятельностью человека:топорная работа, снять стружку, бить баклуши, тютелька

Слайд 8
ставить в тупик,
зелёная улица,
на всех

парах;




играть первую скрипку,
задавать тон,
сойти со сцены,
сорвать маску;





В час по чайной ложке,
проглотить пилюлю,
затаить дыхание,
как рукой сняло,
с больной головы на здоровую;


стричь под одну гребёнку;





ход конём;




сложить оружие,
дать бой,
встретить в штыки,
держать порох сухим,
держать оборону;


сгущать краски.



ставить в тупик,  зелёная улица,  на всех парах;

Слайд 9 Фразеологизмы обладают уникальной способностью немногими словами сказать многое, поэтому

они употребляются во всех стилях речи.

Разговорный стиль (характерна «сниженная» экспрессивно- стилистическая окраска, позволяющая выразить иронию, фамильярность, презрение): сесть в лужу, без году неделя, во всю Ивановскую, водой не разольёшь, топорная работа.
Просторечие: с жиру беситься, раз плюнуть, чесать языком.

Художественный стиль («повышенная» экспрессивно-стилистическая окраска, придающая речи торжественность, поэтичность): с поднятым забралом (открыто), краеугольный камень (основа чего-либо), курить фимиам (льстить, восхвалять).

Публицистический стиль: шоковая терапия, прямой эфир.

Научный стиль: привести к общему знаменателю, беглые гласные, порядок слов, корень квадратный, цепная реакция.

Официально-деловой стиль: довести до сведения, давать показания, таким образом.



Фразеологизмы обладают уникальной способностью немногими словами сказать многое, поэтому они употребляются во всех стилях речи.

Слайд 10
Для правильного и уместного употребления

фразеологизмов в речи необходимо знать их происхождение, понимать их переносное значение и учитывать стилистическую окраску.
Для правильного и уместного употребления фразеологизмов в речи необходимо знать их

Слайд 19Задания

Задания

Слайд 20 Дело в шляпе (благоприятное разрешение какого-либо вопроса, удачный

исход дела)

В чужой монастырь со своим уставом не ходят (в новой компании, чужом доме нужно подчиняться правилам и обычаям, которые там существуют)

Подберите к рисунку фразеологизм и объясните его значение

Дело в шляпе (благоприятное разрешение какого-либо вопроса, удачный исход дела)   В чужой

Слайд 21 Крокодиловы слёзы (притворные слёзы, притворное сожаление)

Стреляный воробей (очень опытный человек, которого трудно обмануть или провести)

Заметать следы (скрывать своё участие в чём-либо плохом)

Крокодиловы слёзы (притворные слёзы, притворное сожаление)   Стреляный воробей (очень опытный человек, которого

Слайд 22 Убить двух зайцев (одновременно выполнить два дела или

добиться осуществления двух целей)

Прописать ижицу ( устроить хороший нагоняй, наказать)

Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда)

Убить двух зайцев (одновременно выполнить два дела или добиться осуществления двух целей)

Слайд 23 Витать в облаках (бесплодно мечтать, уходить от действительности)

Продавать (делить) шкуру неубитого медведя (распределять прибыль от ещё неосуществлённого дела)

Собаку съесть (приобрести большой опыт, основательные навыки в чём-либо)

Витать в облаках (бесплодно мечтать, уходить от действительности)   Продавать (делить) шкуру неубитого

Слайд 24Загадки-складки « Доскажи словечко».

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О

них обычно говорят:
Водой …

Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге,
Что еле …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …

Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …

Ответы: … не разольёшь; … поперёк; …волочили ноги; …медвежью услугу; … кто по дрова; …вянут.

Загадки-складки « Доскажи словечко».Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь.О них обычно говорят:Водой …Мы исходили городокБуквально

Слайд 25вавилонское
панический
ахиллесова
авгиевы
демьянова
обетованная
филькина
эзопов
соломоново
пиррова
мамаево
белая
Соедините слова из двух столбиков так, чтобы получился фразеологизм.
ворона
столпотворение
грамота
уха
язык
решение
конюшни
победа
страх
побоище
пята
земля



вавилонскоепаническийахиллесоваавгиевыдемьяноваобетованнаяфилькинаэзоповсоломоновопирровамамаево белаяСоедините слова из двух столбиков так, чтобы получился фразеологизм.воронастолпотворениеграмотаухаязыкрешениеконюшнипобедастрахпобоищепятаземля

Слайд 26Что это?
Его вешают, задирают, всюду суют.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают;
не бельё, а их развешивают.

Он бывает в голове;
его советуют искать в поле;
на него бросают слова и деньги.



Ответы: Нос. Уши. Ветер.

Что это?Его вешают, задирают, всюду суют.Не цветы, а вянут;    не ладоши, а ими хлопают;

Слайд 27
Вывод:
Фразеологизмы по-своему отражают жизнь

нашего народа с очень далёких времён. В них выражен дух народа, его история, обычаи.
По определению Н. М. Шанского, фразеологизмы – это «миниатюрные художественные произведения». Их точное и верное употребление делает нашу речь яркой, образной и эмоциональной.
Вывод:     Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён. В

Слайд 28Список использованной литературы
Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Арго, 1996. – 496

с.
Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по стране слов. М.:Просвещение, 1991. – 187 с.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2000. – 286 с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976. – 224 с.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 223 с.
Шанский Н.М., Быстрова Е.А., Зимин В.И. Фразеологические обороты русского языка. М.: Русский язык, 1988. – 389 с.
Шанский Н.М., Иванов В.В. Совр: русский язык. В трёх частях. Часть I. М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
Школьный справочник по русскому языку. Под ред. П.Я. Леканта. М.: Русское слово, 2006. – 400 с.

Список использованной литературыВолина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Арго, 1996. – 496 с.Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть