Слайд 1Проект по литературе:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ
МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»).
Слайд 2Заказчик проекта:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №3» г.Луга
Автор проекта:
Царькова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Слайд 3Цель проекта:
-практическая: Формирование самосознания ученика в приобретении позиции заинтересованного и
ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы;
- педагогическая: Литературное исследование проблемы преображения исторической действительности в искусстве.
Слайд 4Задачи проекта
- В процессе литературного исследования помочь учащимся раскрыть проблему художественной
правды в произведении;
- Формировать умение сопоставлять художественное произведение с историческими фактами;
- Научить пользоваться исторической документацией и справочной литературой по предложенной теме;
- Выработать умение самостоятельно готовиться к уроку литературы, осмысливая художественный текст;
- Научить писать конспект, делать выписки из исторических документов;
- Развивать монологическую речь и логическое мышление;
- Работать над развитием творческих способностей учащихся, над умением отстаивать собственную точку зрения.
Слайд 5Вопросы проекта
- Каковы причины обращения А.С.Пушкина к теме Пугачёвского восстания? Какие
жизненные наблюдения и исторические факты положены в основу создания образов в художественном произведении?
- Какие масштабы и пласты времени отразились в романе «Капитанская дочка»?
- В чём состоит единство исторической достоверности и художественного вымысла в образах исторических лиц?
- Две правды: историческая и художественная. В чём состоят общие черты и различия?
Слайд 6Учёный – методист М.Г.Качурин утверждал:
«Исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать
с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».
Слайд 7
Актуальность проекта состоит в том, чтобы помочь ученикам
раскрыть проблему художественной правды
в произведении.
Слайд 8Направление работы
и виды заданий
Основное направление работы над романом «Капитанская дочка»
- от факта – к образу. В процессе подготовки к урокам используются следующие виды заданий: комментарии к тексту, маленькие доклады об отдельных моментах творческой истории произведения, хронологические задачи, проблемные вопросы.
Слайд 9Темы сообщений
- по хронологии (датировка событий крестьянской войны под предводительством Е.И.
Пугачёва, событий жизни Пушкина и истории России в период создания романа);
- по историческим именам, упоминаемым в «Капитанской дочке» (граф Миних, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Гришка Отрепьев, Пётр Третий, Елизавета Харлова, И.Н. Белобородов и др.);
- по словарю (пояснения к трудным, устаревшим словам и к словам общепонятным, но многозначным и очень важным в повествовании);
Слайд 10Темы сообщений
- по географии (места, изображённые в повести: Симбирск, Казань, Москва,
Царское Село, оренбургские степи с их городами и крепостями; расположение этих мест на карте, расстояния между ними, средства передвижения и т.д.);
- по эпиграфам (эпиграфы подлинные и сочинённые автором, их смысл, связь с содержанием);
- по фольклорным источникам, использованным в повести (песни, сказки, пословицы и поговорки).
Слайд 11Темы докладов
1. Внешность Емельяна Пугачёва и портрет его в пушкинской повести.
2
.Как А.С. Пушкин передал речь Пугачёва?
3. Судьба Афанасия Соколова и образ Хлопуши в романе.
4. Екатерина Вторая на портрете В.Л.Боровиковского и на страницах «Капитанской дочки».
5. Воспитание дворянского недоросля в жизни и в пушкинском романе.
6. Жизненные источники в изображении семьи Мироновых.
7. Последняя встреча Пугачёва с Гринёвым.
Слайд 12Источники для комментариев и докладов:
- тексты «Капитанской дочки» и «Истории
Пугачёва»;
- литературный комментарий к роману;
- Толковый словарь русского языка;
- Энциклопедический словарь;
- Детская энциклопедия и другая справочная литература.
Слайд 13
Воспитательный аспект
Воспитание патриотического чувства к историческому прошлому
России, нравственной позиции
(по отношению к литературному образу).
Слайд 14Предполагаемый продукт
Разработка системы уроков по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с
использованием метода литературного исследования.
Слайд 15В.А.Сухомлинский писал:
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое
мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».