Презентация, доклад к проекту по литературе на тему Фольклорные мотивы в Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Актуальность исследования Цель моей работы – глубже рассмотреть фольклорные мотивы произведения, через его художественный анализ Объект исследования – поэма «Песня про …» М.Ю. Лермонтова Предмет исследования – элементы фольклора Задачи:1 Выявить все элементы фольклора, использованные в

Слайд 1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Р.П. Чунский


Тема проекта: «Фольклорные мотивы в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


Проект выполнил : Обучающаяся 7 а класса
Михайлова Дарья
Руководитель : Учитель русского языка
и литературы
Н.В. Иванкова



Р. П. Чунский
2016 год





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Р.П. Чунский  Тема проекта: «Фольклорные мотивы в «Песне

Слайд 2Актуальность исследования
Цель моей работы – глубже рассмотреть фольклорные мотивы произведения,

через его художественный анализ
Объект исследования – поэма «Песня про …» М.Ю. Лермонтова
Предмет исследования – элементы фольклора
Задачи:
1 Выявить все элементы фольклора, использованные в произведении
2 Рассмотреть фольклорные сюжеты поэмы
3 Определить художественные средства выразительности, являющиеся отличительными особенностями фольклорных жанров

Актуальность исследования Цель моей работы – глубже рассмотреть фольклорные мотивы произведения, через его художественный анализ Объект исследования

Слайд 3 1.Результат исследования
Любовь к народным истокам:

С русской народной поэзией Лермонтов, знаком с детства.
Среди гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой
у родственников, были распространены песни про Ивана Грозного. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то
верно нигде не буду искать ее, как в народных песнях», - записал Лермонтов в своей тетради, когда ему было пятнадцать лет. В то время он жил в Москве. Проводя
Летние каникулы под Москвой, в
Середникове, юный поэт собирал
народные песни.
1.Результат исследования    Любовь к народным истокам:   С русской народной поэзией Лермонтов,

Слайд 4
Первый биограф поэта П.А. Висковатый, считал, что «уже в 1836

году Лермонтов ее(поэму) задумал и готовился написать, а может быть, частью и написал уже, дав затем произведению этому вылежаться, что и было в привычках его творчеств».
Научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Е.Б. Родина
о « Песне…»
« С Тарханами связывают произведение и некоторые реалии. В детстве М.Ю. Лермонтов увлекался зрелищем кулачных боев, происходивших на льду Большого пруда. Интерес у удалой русской потехе М.Ю. Лермонтов сохранил и позднее. В 1836 году «кулачки» были специально устроены для него Тарханскими крестьянами излагаются «сказкой», а не поются «на голос», - язык и стих: «Прямо от народа, от хранимого из веков народного стиха, от сохраненного песней старинного языка»

Первый биограф поэта П.А. Висковатый, считал, что «уже в 1836 году Лермонтов ее(поэму) задумал и готовился

Слайд 7Фольклорный сюжет «Песни …»
Что же за «царство народности»?
Уже в

самом названии «Песня про…»(«Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова») мы замечаем фольклорную особенность – такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. К тому же, герои перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.
Запев, зачин, припев: "Ой, ты гой еси…», Не сияет на небе солнце красное... Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ай, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!
Фольклорный сюжет «Песни …»	Что же за «царство народности»?  Уже в самом названии «Песня про…»(«Песня про царя

Слайд 9

Слова-синонимы- гуляют-шумят Тавтология :"воля вольная",

"шутки шутить". 
Эпитеты : «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные» Сравнения :«Ходит плавно — будто лебедушка». «Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого»
Развернутое сравнение :« Заря алая подымается
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается».
Инверсия: «душа крепкая, слово грозное, над Москвой великой, златоглавою»

Слова-синонимы- гуляют-шумят    Тавтология :

Слайд 10
Диалектные и просторечные слова: : охульник, сиротинушка,

старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие.
Синтаксический повтор, параллелизм: . . Не сияет на небе солнце красное,  - прямой Не любуются им тучки синие:  То за трапезой сидит во златом венце,  Сидит Грозный царь Иван Васильевич.  – отрицательный
Троекратное повторение: героя хоронят «промеж трех дорог». три главы, три припева.


Диалектные и просторечные слова: : охульник, сиротинушка,  					старшой брат, разгоняючи, 					подымалася и другие.

Слайд 12 Вывод:
В « Песне

про купца Калашникова» меня привлекли не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведений: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. В нем находят свое отражение вековые ценности, идеалы и культура предков, то, как они думают о мире и о своей жизни в этом мире, поэтому это произведение представляет собой «бесценные ключи» к пониманию истоков народной культуры.
Вывод:     В « Песне про купца Калашникова» меня привлекли не

Слайд 13Выдвижение гипотезы:
Гипотеза:
Данное исследование будет интересно

и полезно обучающимся, оно способствует развитию интереса к народной литературе, родной истории, родной культуре, а так же формированию патриотических взглядов

Прверка гипотезы.
На уроке литературы мною была проведена презентация проекта, и я попросила оценить его, а так же ответить на вопросы
Выдвижение гипотезы:     Гипотеза:  Данное исследование будет интересно и полезно обучающимся, оно способствует

Слайд 14Вопросы:

Вопросы:

Слайд 17Заключение:
Михаил Юрьевич Лермонтов – это

яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, использую фольклорные мотивы, прочитав о которых надолго их запоминаешь.
«…поэт вошел в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал родство с нею…»( В.Г. Белинский)
Чем раньше человек начнет постигать секреты родной литературы, тем быстрее и глубже сможет он овладеть истоками национальной культуры, сформировать свое «правильное» понимание окружающего его мира.
Заключение:      Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть