Слайд 1Нарушение норм
литературного языка
в стихах современных поэтов
Выполнила
Селедцова Надежда
МБОУ «Сычевская СОШ имени
К.Ф, Лебединской»руководитель проекта
Маслова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цель проекта:
Установить факты нарушения норм литературного языка в произведениях поэтов современности,
чтобы помочь носителям русского языка, кто вдумчиво относится к нему, в совершенствовании речевой культуры, дать мотивацию на бережное отношение к языку, скорректировать речевое поведение.
Слайд 3Задачи проекта
1. Привлечь внимание к проблеме, которую мы обозначили в проекте:
язык переживает не лучшие времена. Сегодня мы говорим не о «великом, могучем», а об «опадающем» русском языке. (И.И. Пряхин)
2. На основе анализа текстов произведений доказать, что в произведениях поэтов «перестроенной» России допускаются нарушения литературных норм языка.
3. На основе работы с поэтическими текстами провести группировку нарушений норм литературного языка, имеющихся в стихотворениях поэтов нашего времени.
Слайд 4Технология выполнения проекта
1. Находим пример, содержащий явное нарушение литературных норм.
2. Опираясь
на справочную литературу, словари, анализируем ошибки.
Сравниваем с текстом, где есть подобные слова, словосочетания и т.д. серебряного века.
4. Определяется тип ошибки.
Слайд 5Игорь Пряхин
Московский поэт Игорь Иванович Пряхин , знаток и ценитель
русского языка. Игорь Иванович дважды отмечен Дипломами Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. Его очень беспокоит состояние языка в современном обществе.
Слайд 6Вместо предисловия
Строчка из стихотворения Юлиана Левчука «Вдохновение»:«Сердца в любви неразлучимы».
Текст
И. И. Пряхина выглядит так:
Сердца в любви неразлучимы.
И влагой слёз неотмочимы,
И кулаком неотучимы,
И пыткою неотмучимы.
Слова такие настрочимы
На лист бумаги – все «не…чимы».
Их пишут - в школе неучимы.
Поэты эти – некончимы.
Слайд 7Наш комментарий
В рассматриваемом примере нас интересует, конечно, слово «неразлучимы». Внешне
перед нами краткая форма страдательного причастия настоящего времени (суффикс -им-). Но следуя нормам образования причастий, данная форма образуется от глагола «разлучить» 2 спряжения, совершенного вида. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.
(ср. разлучать -1 спряжение, разлуча-ют- разлучаемые)
Перед нами – факт нарушения грамматических норм литературного языка.
Слайд 8«Опадающий русский язык»
Легко опадают берёзы,
И мы на старинной земле
Вплываем под новые
звёзды-
Навек на одном корабле…
(Фёдор Черепанов)
Легко опадают берёзы:
…Да что всё берёзы, берёзы…
Вот русский язык опадёт!
Какая поэзия – слёзы…
А время такое грядёт
(Игорь Пряхин)
Слайд 9Свойства литературного языка
обработанность и нормированность (т.е. наличие норм – правил языкового
употребления, осознанных, признанных и охраняемых обществом).
общераспространённость, всеобщность;
многофункциональность, универсальность;
стилевая дифференциация;
тенденция к устойчивости, стабильности.
Слайд 10Нормы литературного языка
Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц,
принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей.
Нормы литературного языка охватывают разные языковые единицы:
правила произношения и ударения (орфоэпические нормы),
правила употребления слов и устойчивых сочетаний (лексические нормы),
правила образования слов (словообразовательные нормы),
Слайд 11Нормы литературного языка
правила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа)
и правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения (грамматические нормы),
правила употребления языковых средств в соответствии со стилем речи (стилистические нормы),
правила написания слов и постановки знаков препинания (орфографические и пунктуационные нормы).
Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка.
Слайд 12Примеры нарушения
лексических норм
«Легко опадают берёзы,
И мы на старинной земле
Вплываем под новые звёзды-
Навек на одном корабле."
(Строки Фёдора Черепанова "Самое-самое: Пять поэтов."
Обращаемся к словарю С.И. Ожегова:
Опадать, см. опасть.
Опасть. То же самое, что осыпаться. Примеры: 1) Листья, лепестки, семена опали. 2) Уменьшиться в объёме. Опухоль опала.
Понимаем неурядицу в сочетании слов "опадают берёзы," да ещё и легко. Понимаем неурядицу в сочетании слов "опадают берёзы," да ещё и легко. Явное нарушение лексических норм. Мы нашли пародию на эти стихи у поэта Игоря Пряхина:
"Опадёт русский язык!» Глагол употреблён в будущем времени, но те
примеры, которые мы приводим в работе, показывают, что этот процесс уже идёт...
Слайд 13
Нарушение орфоэпических и
стилистических норм
На травах алмазная россыпь,
И радугу солнце зажгло.
Купаются
в радуге росы
И радостно им — весело.
Все травы лугов в колыханье,
Зовут всех в объятья свои.
Родное земли мирозданье,
Ну где же твои соловьи?
Соловушка словно услышал,
Рулады свои он завёл,
А ветер все травы колышет —
В испуге взлетел перепел. (Ю.Левчук)
Слайд 14Наш комментарий
Выделенные нами слова, в соответствии с авторским замыслом, текстом,
имеют ударения на последнем слоге: «зажгло» - «весело», «завёл» - «перепёл».
В орфоэпическом словаре слово «весело», «перепел». Для сравнения:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт. (Иван Бунин)
Глупый перепел, гляди-ко,
Рядом тут живет синичка;
Как с железной клеткой тихо
И умно сжилася птичка (А.Фет)
Слайд 15Нарушение словообразовательных норм
Юлиан Левчук
Посвящение Елене Рус
С берёз осенних грусть струится
И
проникает в душу мне,
А лист багрянцевый кружится,
И я как будто в дивном сне…
Словарь А.Н. Тихонова (т. I)Словарная статья к слову багрян(ый). В словообразовательном гнезде данного слова только два прилагательных: багрец-ов-ый, багрян-ист-ый. На основании этого делаем вывод: поэт допустил нарушение словообразовательных норм.
Слайд 16Нарушение словообразовательных норм
Николай Жуйков
И я веду лыжню туда,
Где, как царевны,
сосны,
Где вековая красота
И пни венценоносны.
(Газета «Семья» №3 2009 год)
Словарь А.Н. Тихонова (т. I)Словарная статья к слову венец показывает образование сложного прилагательного (носить венец – венц-е-нос-н-ый). На основании этого делаем вывод: поэт допустил нарушение словообразовательных норм.
Слайд 17Примеры нарушения грамматических норм литературного языка
Ю.Левчук "Голос России" М, "Голос
-Пресс"
«Хорошо в родном московском крае
На опушке в тишине полей.
Раскудрявилась берёзка в мае,
И свисают локоны на ней»
Законы управления в словосочетании требуют постановки вопросов: Свисают с чего? С кого? - С неё.
В данном случае явное нарушение законов управления: "свисают на ней" (мы считаем, что в соответствии нормами литературного языка, фраза должна быть построена так: «…и свисают локоны с неё»).
Слайд 18Примеры нарушения грамматических норм литературного языка
Строчки из стихотворения Ю.Левчука "В летнем
парке"
"Нежный запах пион опьяняет,
Их бутоны, как платья невест.
На земле их краса неземная,
А красавиц в России не счесть"
Хочется процитировать того же Игоря Пряхина:
"Как такое бумага-то терпит?!
Мысль какую здесь можно извлечь?
И рука, неужели не терпнет?
Что написано- русская речь?!"
Наш комментарий:
Пионы- сущ. Род. падеж Пионов. Поэт явно имеет ввиду, что пионов много, об этом свидетельствует вторая строчка- «их бутоны» и третья строчка «их краса». По законам управления- запах пионов, но никак не "запах пион" .
Слайд 19Примеры нарушения грамматических норм литературного языка
Поэт Евгений Грачёв. «Предсказание»
"У многих жизнь-
и зависть и позор,
У многих жизнь- и дурь и невезуха,
Как будто белых птиц стрелять в упор,
Легки ль подушки из лебяжья пуха?"
Мы не будем сейчас пытаться понять, что хотел сказать читателю Евгений Грачёв. Мы опять же заострим внимание на законах построения словосочетания.
Прилагательное лебяжий (пух) – притяжательное.
При изменении по падежам имеет окончания в Р.п.-его;
В данном контексте "из лебяжья пуха" подушки.
При таком подходе к построению фразы мы считаем что подушки, о которых пишет автор – «неподъёмны». "Умом те строчки не понять, аршином общим не измерить» (пусть простит нас Фёдор Иванович Тютчев)
Слайд 20Заключение
Цель реализована:
Мы проанализировали стихи современных поэтов, установили факты нарушения
норм литературного языка, определили типы допускаемых ошибок. Выражаем надежду, что носители русского языка, кто вдумчиво относится к нему, после знакомства с материалами данной работы получат мотивацию на бережное отношение к языку, будут исправлять речевое поведение к лучшему.
Слайд 21Заключение
Задачи проекта решены:
1. Мы привлекли внимание к проблеме, которую мы
обозначили в проекте: язык переживает не лучшие времена. Сегодня мы говорим не о «великом, могучем», а об «опадающем» русском языке. (И.И. Пряхин)
2. На основе анализа текстов произведений мы доказали, что в произведениях поэтов «перестроенной» России допускаются нарушения литературных норм языка.
3. На основе работы с поэтическими текстами мы провели группировку нарушений, имеющихся в стихотворениях поэтов нашего времени. Привели примеры правильного употребления речевых единиц.
Слайд 22Необходимо помнить
Речевое поведение – визитная карточка человека в обществе
Т.Г. Винокур
Спасибо за
внимание!