Презентация, доклад к проекту Нарушение норм литературного языка в стихах современных поэтов

Содержание

Цель проекта: Установить факты нарушения норм литературного языка в произведениях поэтов современности, чтобы помочь носителям русского языка, кто вдумчиво относится к нему, в совершенствовании речевой культуры, дать мотивацию на бережное отношение к языку, скорректировать речевое поведение.

Слайд 1Нарушение норм литературного языка в стихах современных поэтов
Выполнила
Селедцова Надежда
МБОУ «Сычевская СОШ имени

К.Ф, Лебединской»руководитель проекта
Маслова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы
Нарушение норм  литературного языка в стихах современных поэтовВыполнилаСеледцова НадеждаМБОУ «Сычевская СОШ имени К.Ф, Лебединской»руководитель проектаМаслова Наталья

Слайд 2Цель проекта:
Установить факты нарушения норм литературного языка в произведениях поэтов современности,

чтобы помочь носителям русского языка, кто вдумчиво относится к нему, в совершенствовании речевой культуры, дать мотивацию на бережное отношение к языку, скорректировать речевое поведение.
Цель проекта:		Установить факты нарушения норм литературного языка в произведениях поэтов современности, чтобы помочь носителям русского языка, кто

Слайд 3Задачи проекта
1. Привлечь внимание к проблеме, которую мы обозначили в проекте:

язык переживает не лучшие времена. Сегодня мы говорим не о «великом, могучем», а об «опадающем» русском языке. (И.И. Пряхин)
2. На основе анализа текстов произведений доказать, что в произведениях поэтов «перестроенной» России допускаются нарушения литературных норм языка.
3. На основе работы с поэтическими текстами провести группировку нарушений норм литературного языка, имеющихся в стихотворениях поэтов нашего времени.


Задачи проекта1. Привлечь внимание к проблеме, которую мы обозначили в проекте: язык переживает не лучшие времена. Сегодня

Слайд 4Технология выполнения проекта
1. Находим пример, содержащий явное нарушение литературных норм.
2. Опираясь

на справочную литературу, словари, анализируем ошибки.
Сравниваем с текстом, где есть подобные слова, словосочетания и т.д. серебряного века.
4. Определяется тип ошибки.
Технология выполнения проекта1. Находим пример, содержащий явное нарушение литературных норм.2. Опираясь на справочную литературу, словари, анализируем ошибки.Сравниваем

Слайд 5Игорь Пряхин
Московский поэт Игорь Иванович Пряхин , знаток и ценитель

русского языка. Игорь Иванович дважды отмечен Дипломами Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. Его очень беспокоит состояние языка в современном обществе.
Игорь Пряхин	Московский поэт Игорь Иванович  Пряхин , знаток и ценитель русского языка. Игорь Иванович дважды отмечен

Слайд 6Вместо предисловия
Строчка из стихотворения Юлиана Левчука «Вдохновение»:«Сердца в любви неразлучимы».
Текст

И. И. Пряхина выглядит так:
Сердца в любви неразлучимы.
И влагой слёз неотмочимы,
И кулаком неотучимы,
И пыткою неотмучимы.
Слова такие настрочимы
На лист бумаги – все «не…чимы».
Их пишут - в школе неучимы.
Поэты эти – некончимы.

Вместо предисловия Строчка из стихотворения Юлиана Левчука «Вдохновение»:«Сердца в любви неразлучимы».Текст И. И. Пряхина выглядит так:Сердца в

Слайд 7Наш комментарий
В рассматриваемом примере нас интересует, конечно, слово «неразлучимы». Внешне

перед нами краткая форма страдательного причастия настоящего времени (суффикс -им-). Но следуя нормам образования причастий, данная форма образуется от глагола «разлучить» 2 спряжения, совершенного вида. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.
(ср. разлучать -1 спряжение, разлуча-ют- разлучаемые)
Перед нами – факт нарушения грамматических норм литературного языка.
Наш комментарий 		В рассматриваемом примере нас интересует, конечно, слово «неразлучимы». Внешне перед нами краткая форма страдательного причастия

Слайд 8«Опадающий русский язык»
Легко опадают берёзы,
И мы на старинной земле
Вплываем под новые

звёзды-
Навек на одном корабле…
(Фёдор Черепанов)
Легко опадают берёзы:
…Да что всё берёзы, берёзы…
Вот русский язык опадёт!
Какая поэзия – слёзы…
А время такое грядёт
(Игорь Пряхин)

«Опадающий русский язык»Легко опадают берёзы,И мы на старинной землеВплываем под новые звёзды-Навек на одном корабле…(Фёдор Черепанов)Легко опадают

Слайд 9Свойства литературного языка
обработанность и нормированность (т.е. наличие норм – правил языкового

употребления, осознанных, признанных и охраняемых обществом).
общераспространённость, всеобщность;
многофункциональность, универсальность;
стилевая дифференциация;
тенденция к устойчивости, стабильности.




Свойства литературного языкаобработанность и нормированность (т.е. наличие норм – правил языкового употребления, осознанных, признанных и охраняемых обществом).

Слайд 10Нормы литературного языка
Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц,

принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей.
Нормы литературного языка охватывают разные языковые единицы:
правила произношения и ударения (орфоэпические нормы),
правила употребления слов и устойчивых сочетаний (лексические нормы),
правила образования слов (словообразовательные нормы),

Нормы литературного языкаНормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых.

Слайд 11Нормы литературного языка
правила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа)

и правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения (грамматические нормы),
правила употребления языковых средств в соответствии со стилем речи (стилистические нормы),
правила написания слов и постановки знаков препинания (орфографические и пунктуационные нормы).
Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка.

Нормы литературного языкаправила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа) и правила сочетаемости слов и объединения

Слайд 12Примеры нарушения лексических норм
«Легко опадают берёзы, И мы на старинной земле

Вплываем под новые звёзды- Навек на одном корабле." (Строки Фёдора Черепанова "Самое-самое: Пять поэтов."
Обращаемся к словарю С.И. Ожегова: Опадать, см. опасть. Опасть. То же самое, что осыпаться. Примеры: 1) Листья, лепестки, семена опали. 2) Уменьшиться в объёме. Опухоль опала. Понимаем неурядицу в сочетании слов "опадают берёзы," да ещё и легко. Понимаем неурядицу в сочетании слов "опадают берёзы," да ещё и легко. Явное нарушение лексических норм. Мы нашли пародию на эти стихи у поэта Игоря Пряхина: "Опадёт русский язык!» Глагол употреблён в будущем времени, но те примеры, которые мы приводим в работе, показывают, что этот процесс уже идёт...
Примеры нарушения  лексических норм	«Легко опадают берёзы,  И мы на старинной земле  Вплываем под новые

Слайд 13 Нарушение орфоэпических и стилистических норм
На травах алмазная россыпь, И радугу солнце зажгло. Купаются

в радуге росы И радостно им — весело. Все травы лугов в колыханье, Зовут всех в объятья свои. Родное земли мирозданье, Ну где же твои соловьи? Соловушка словно услышал, Рулады свои он завёл, А ветер все травы колышет — В испуге взлетел перепел. (Ю.Левчук)

Нарушение орфоэпических и  стилистических норм 	На травах алмазная россыпь, И радугу солнце зажгло. Купаются

Слайд 14Наш комментарий
Выделенные нами слова, в соответствии с авторским замыслом, текстом,

имеют ударения на последнем слоге: «зажгло» - «весело», «завёл» - «перепёл».
В орфоэпическом словаре слово «весело», «перепел». Для сравнения: Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идёт, Мёртвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт. (Иван Бунин)
  Глупый перепел, гляди-ко,
Рядом тут живет синичка;
Как с железной клеткой тихо
И умно сжилася птичка (А.Фет)


Наш комментарий	 Выделенные нами слова, в соответствии с авторским замыслом, текстом, имеют ударения на последнем слоге: «зажгло»

Слайд 15Нарушение словообразовательных норм
Юлиан Левчук
Посвящение Елене Рус
С берёз осенних грусть струится
И

проникает в душу мне,
А лист багрянцевый кружится,
И я как будто в дивном сне…
Словарь А.Н. Тихонова (т. I)Словарная статья к слову багрян(ый). В словообразовательном гнезде данного слова только два прилагательных: багрец-ов-ый, багрян-ист-ый. На основании этого делаем вывод: поэт допустил нарушение словообразовательных норм.

Нарушение словообразовательных нормЮлиан Левчук Посвящение Елене РусС берёз осенних грусть струитсяИ проникает в душу мне,А лист багрянцевый

Слайд 16Нарушение словообразовательных норм
Николай Жуйков
И я веду лыжню туда,
Где, как царевны,

сосны,
Где вековая красота
И пни венценоносны.
(Газета «Семья» №3 2009 год)
Словарь А.Н. Тихонова (т. I)Словарная статья к слову венец показывает образование сложного прилагательного (носить венец – венц-е-нос-н-ый). На основании этого делаем вывод: поэт допустил нарушение словообразовательных норм.

Нарушение словообразовательных норм Николай ЖуйковИ я веду лыжню туда,Где, как царевны, сосны,Где вековая красотаИ пни венценоносны.(Газета «Семья»

Слайд 17Примеры нарушения грамматических норм литературного языка
Ю.Левчук "Голос России" М, "Голос

-Пресс"
«Хорошо в родном московском крае На опушке в тишине полей. Раскудрявилась берёзка в мае, И свисают локоны на ней»
Законы управления в словосочетании требуют постановки вопросов: Свисают с чего? С кого? - С неё. В данном случае явное нарушение законов управления: "свисают на ней" (мы считаем, что в соответствии нормами литературного языка, фраза должна быть построена так: «…и свисают локоны с неё»).

Примеры нарушения грамматических норм литературного языка Ю.Левчук

Слайд 18Примеры нарушения грамматических норм литературного языка
Строчки из стихотворения Ю.Левчука "В летнем

парке" "Нежный запах пион опьяняет, Их бутоны, как платья невест. На земле их краса неземная, А красавиц в России не счесть"
Хочется процитировать того же Игоря Пряхина: "Как такое бумага-то терпит?! Мысль какую здесь можно извлечь? И рука, неужели не терпнет? Что написано- русская речь?!"
Наш комментарий: Пионы- сущ. Род. падеж Пионов. Поэт явно имеет ввиду, что пионов много, об этом свидетельствует вторая строчка- «их бутоны» и третья строчка «их краса». По законам управления- запах пионов, но никак не "запах пион" .


Примеры нарушения грамматических норм литературного языка	Строчки из стихотворения Ю.Левчука

Слайд 19Примеры нарушения грамматических норм литературного языка
Поэт Евгений Грачёв. «Предсказание» "У многих жизнь-

и зависть и позор, У многих жизнь- и дурь и невезуха, Как будто белых птиц стрелять в упор, Легки ль подушки из лебяжья пуха?"
Мы не будем сейчас пытаться понять, что хотел сказать читателю Евгений Грачёв. Мы опять же заострим внимание на законах построения словосочетания. Прилагательное лебяжий (пух) – притяжательное. При изменении по падежам имеет окончания в Р.п.-его; В данном контексте "из лебяжья пуха" подушки. При таком подходе к построению фразы мы считаем что подушки, о которых пишет автор – «неподъёмны». "Умом те строчки не понять, аршином общим не измерить» (пусть простит нас Фёдор Иванович Тютчев)

Примеры нарушения грамматических норм литературного языка	Поэт Евгений Грачёв. «Предсказание»

Слайд 20Заключение
Цель реализована:
Мы проанализировали стихи современных поэтов, установили факты нарушения

норм литературного языка, определили типы допускаемых ошибок. Выражаем надежду, что носители русского языка, кто вдумчиво относится к нему, после знакомства с материалами данной работы получат мотивацию на бережное отношение к языку, будут исправлять речевое поведение к лучшему.
Заключение Цель реализована: 	Мы проанализировали стихи современных поэтов, установили факты нарушения норм литературного языка, определили типы допускаемых

Слайд 21Заключение
Задачи проекта решены:
1. Мы привлекли внимание к проблеме, которую мы

обозначили в проекте: язык переживает не лучшие времена. Сегодня мы говорим не о «великом, могучем», а об «опадающем» русском языке. (И.И. Пряхин)
2. На основе анализа текстов произведений мы доказали, что в произведениях поэтов «перестроенной» России допускаются нарушения литературных норм языка.
3. На основе работы с поэтическими текстами мы провели группировку нарушений, имеющихся в стихотворениях поэтов нашего времени. Привели примеры правильного употребления речевых единиц.

Заключение Задачи проекта решены:1. Мы привлекли внимание к проблеме, которую мы обозначили в проекте: язык переживает не

Слайд 22Необходимо помнить

Речевое поведение – визитная карточка человека в обществе
Т.Г. Винокур

Спасибо за

внимание!
Необходимо помнитьРечевое поведение – визитная карточка человека в обществеТ.Г. ВинокурСпасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть