Презентация, доклад к проекту на тему Приемы орфографической зоркости(6 класс)

Содержание

Актуальность проекта 1. Определена тем, что в последнее время уровень орфографической грамотности неумолимо снижается , и в связи с этим многих учителей волнует проблема безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

Слайд 1Проект

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка_

ПроектПриемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка_

Слайд 2 Актуальность проекта 1. Определена тем, что в последнее время уровень орфографической грамотности

неумолимо снижается , и в связи с этим многих учителей волнует проблема безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы. 2.Учащиеся должны грамотно писать, так как орфографическая зоркость выступает составной частью общей языковой культуры человека. В связи с этим дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.     .
Актуальность проекта 1. Определена тем, что в последнее время уровень орфографической грамотности неумолимо снижается

Слайд 3ПРОБЛЕМА
Какие приемы развития орфографической зоркости способствуют повышению грамотности учащихся?

ПРОБЛЕМА  Какие приемы развития орфографической зоркости способствуют повышению грамотности учащихся?

Слайд 4Цель:
Разработка системы упражнений с использованием приемов развития орфографической зоркости

Цель:  Разработка системы упражнений с использованием приемов развития орфографической зоркости

Слайд 5Задачи:
1.Систематизировать теоретические сведения по развитию орфографической зоркости.
2. Отобрать наиболее эффективные приемы

развития орфографической зоркости.
3. Разработать систему упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся 6-го класса при изучении темы «Чередование гласных а-о, и-е в корнях слов».
 
 
 
 
 

Задачи:1.Систематизировать теоретические сведения по развитию орфографической зоркости.2. Отобрать наиболее эффективные приемы развития орфографической зоркости.3. Разработать систему упражнений,

Слайд 6Теоретическое обоснование проекта
Причины безграмотности учащихся:

- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не

все ученики пытаются запомнить правила, осознать их;
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;
- неумение «видеть орфограммы».

Теоретическое обоснование проектаПричины безграмотности учащихся:- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики пытаются запомнить правила, осознать

Слайд 7Орфографическая зоркость учащихся
Это умение учащихся видеть в словах те места, в

которых написание не совпадает с произношением, где при едином произношении возможен выбор написания.

Орфографическая зоркость учащихсяЭто умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением,

Слайд 8 РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ЧЕРЕЗ:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную

 структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ЧЕРЕЗ: углубление познавательных интересов;чёткий отбор и продуманную  структуру дидактического материала, разнообразие видов

Слайд 9 Система упражнений по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»
Приемы :
Вспомни

«двойника»
«Четвёртый лишний»
Выборочное списывание
Цифровой диктант
«Соколиный глаз»
Распределительный диктант
«Игровой словарик»
Игра «Два полюса»
Выборочный диктант





Система упражнений по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»Приемы :Вспомни «двойника» «Четвёртый лишний»Выборочное списывание Цифровой диктант«Соколиный

Слайд 10Вспомни «двойника»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите слово-«двойник», с этим же

корнем с гласной в сильной позиции. Разъясните смысл пословицы
1. Когда повара дерутся, всё стынет или г…рит. (…) 
2. Огонь тушат, пока не разг…релся. (…) 
3. За дело побьют – повинись да ниже покл…нись. (…)
4. От искры сыр-бор разг…релся. (…)
5. Поднимай голову до небес перед гордецом, скл…няй голову перед скромным. (…)
6. От копеечной свечи Москва заг…релась. (…)
Данный приём формирует навык нахождения слов с чередующимися гласными, обогащает словарный запас учащихся, развивает их логическое мышление.

Вспомни «двойника»Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите слово-«двойник», с этим же корнем с гласной в сильной позиции.

Слайд 11Игра «Четвёртый лишний»
Соб…рать, обд…рать, зам…рать, зап…реть.
 
2. Выст…рать, выт…реть, выж…гать,

расст…лать.
 
3. Зам…реть, бл…стеть, расст…лить, прот…рать.
 
4. Ст…рать, доб…раться, бл…стать, ум…реть.
 
5. Обт…рать, зап…рать, раст…реть, отд…рать.
С помощью данного приёма можно формировать навык грамотного письма учащихся, так как занимательная форма позволяет активизировать внимание учащихся, развивать их познавательный интерес
Игра «Четвёртый лишний» Соб…рать, обд…рать, зам…рать, зап…реть. 2.   Выст…рать, выт…реть, выж…гать, расст…лать. 3.   Зам…реть, бл…стеть,

Слайд 12Выборочное списывание
Мы предпол…гали выехать рано, но задержались.
Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор…сли,

не было видно никакой другой р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у озера, зар…сшего камышом. Заг…релые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прик…снуться. В лучах солнца озеро бл…стело, как зеркало. Дог…рала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.
 
Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне слова. Распределите их на группы:
 
1.Ударение 2. Суффикс –а- 3. Согласные звуки 4.Значение
 
С помощью данного приёма вырабатываем у учащихся умение «видеть орфограммы», распределять слова по группам в соответствии с причинами написания той или иной буквы (о-а, е-и).
Выборочное списываниеМы предпол…гали выехать рано, но задержались.Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор…сли, не было видно никакой другой р…стительности.

Слайд 13Цифровой диктант
 Верно ли моё утверждение?
Я утверждаю, что в данных словах

есть чередующаяся гласная, найдите эти слова
( укажите только цифры).        
1. оз..рение
2. г...рение
3. пл...вцы
4. опа..ный
5. вес..ник
6. вытв..рять
7. б…седа
8. скл..нять
9. л…сник
Ответ: 1,2, 3,6,8.


Данный приём формирует
навык нахождения изученной орфограммы, активизирует внимание учащихся.

Цифровой диктант Верно ли моё утверждение? Я утверждаю, что в данных словах есть чередующаяся гласная, найдите эти слова

Слайд 14 «Соколиный глаз»
Кто быстрее найдет ошибку?!
 Найдите слова с ошибкой, запишите

их в исправленном виде, выделяя графически орфограмму.
1) равнина, пловчиха, гарелка, прикосновение;
2) подгореть, доложить, расточки, сравнение;
3) налагать, зарница, подрастает, предполажение;
4) обложной, подравняйтесь, вырощенный, сложение;
5) растения, выскочка, сплавной, каснувшись;
6) скакать, озоряет, разровнять, прилагательное;
7) накланился; вымокнуть; ускакать, загорается;
8) возрастной, подскочил, пригорело, непромакаемый;
Эффективность данного приема в том. что онформирует навык обнаруживать орфограммы
(то есть сомнительность того или иного написания).



«Соколиный глаз»Кто быстрее найдет ошибку?!  Найдите слова с ошибкой, запишите их в исправленном виде, выделяя графически

Слайд 15Распределительный диктант
Выпишите слова по вариантам: Вариант 1 – с буквой а в

корне с чередованием. Вариант 2 – с буквой о в корне с чередованием.

Р..стислав, непром..каемый, выр..сли, к..сичка, м..кать (в чай), предпол..жение, пл..вник, к..сательная, выр..щенный, возг..раемость, сл..гаемое, накл..нить, з..рница.
Данный прием формирует умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
 

Распределительный диктантВыпишите слова по вариантам: Вариант 1 – с буквой а в корне с чередованием.  Вариант

Слайд 16Игра «Два полюса»
 Распределите в два столбика. С проверяемой гласной

в корне и с чередующейся в корне.
Отв_рить в_рота, отв_рить макароны, разл_жить, р_сли, выст_рать, прот_реть, запр_женная, пок_рить, в_ршину, претв_рить м_чту, прор_стающий, заск_чил, сж_гать, бракосоч_тание, бл_стящий, заст_лать, за выч_том, к_сательная, зав_днелся, ув_дание (листьев), несг_раемый, з_рница, натв_рил, скл_нись.

С помощью данного приёма вырабатываем у учащихся умение «видеть орфограммы», распределять слова по группам в соответствии с видом орфограммы.
 
Игра «Два полюса»   Распределите в два столбика. С проверяемой гласной в корне и с чередующейся в

Слайд 17Выборочный диктант
Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной.
а) Постелю рогожку,

посею горошку,  положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)
б) Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)
в) Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)
г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)
е) Летают, кружатся, на землю ложатся, С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)
ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)
з) Чудо с чудом сошлось кругом: дыр много, а выскочить некуда. (Решето.)
и) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)
к) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)
Значимость этого приема в том, что он развивает познавательный интерес, логическое мышление и повышение уровня орфографической грамотности учащихся.
 
Выборочный диктант	Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной.а) Постелю рогожку, посею горошку,  положу калач, никому не

Слайд 18ВЫВОД
Данные в проекте упражнения

- формируют умения

и навыки:
1. обнаруживать орфограммы (то есть сомнительность того или
иного написания);
2. различать орфограммы (определять тип орфограммы, её
признаки);
3. соотносить орфограмму с определённым правилом;
4. осуществлять самопроверку.

- способствуют:
1. обогащению словарного запаса учащихся, развитию их логического
мышления;
2. активизации внимания учащихся, развитию их познавательного интереса;
3. повышению уровня орфографической грамотности учащихся.
 

ВЫВОДДанные в проекте упражнения     - формируют умения и навыки: 1. обнаруживать орфограммы (то

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть