Слайд 1Исследовательская работа
на тему:
«Языковой портрет учеников
6 «Б» класса»
Выполнили ученики 6 «Б» класса: Сохиева Яна
Цховребов Вадим
Руководитель: Мусаидова Д.О.
Слайд 2«Высокая культура речи- это умение правильно, точно и выразительно передавать свои
мысли средствами языка…»
С.И.Ожегов
Слайд 3По нашему глубокому убеждению, они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на
формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.
Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных шестиклассников.
Предметом исследования стали особенности современного лексикона и речевого поведения учащихся 6 «Б» класса, проявляющиеся в процессе общения.
Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет учащихся 6 «Б» класса.
Слайд 4«Заговори, чтоб я тебя увидел…»
« Каков человек, такова и его
речь»
Сократ
Слайд 5 СЛОВАРЬ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА
МАТЕМАТИЧКА - учитель алгебры.
БАБКИ - деньги, купюры.
БАЗАР -
разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.
БАШНЯ – голова.
БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение.
БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.
ВИДАК – видеомагнитофон.
ВКАТИЛО-понравилось.
ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать.
ВСЕКАТЬ – понимать, догадываться, вникать.
ВСЁ НОРМ – всё нормально.
ГАСИТЬ - бить, избивать.
ГЕМОРРОЙ – проблемная ситуация.
ГЛЮКИ – галлюцинации.
Слайд 6ГЕОГРАФИЧКА – учитель географии.
ТЕЛЕК– телевизор.
ГРУЗИТЬ - врать, много говорить.
ДР- день рождения.
ДИСКАЧ
– дискотека.
ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантированно, наверняка.
ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет.
ЗАЖИГАТЬ - 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать.
ЗАЕЛО – надоело.
ЗАМЕТАНО - договорились, по рукам, хорошо, понятно.
ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо.
ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.
ЗАПАЛИЛИ, ЗАСЕКЛИ – поймали.
ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить.
Слайд 7 ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить.
ЗУБРИЛА - заученный человек.
ИСТОРИЧКА - учительница истории.
КАЙФ
- удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение.
КАМЧАТКА - задние парты.
КЛАВА - компьютерная клавиатура.
КЛЁВЫЙ - интересный, веселый.
КОЛБАСИТЬСЯ – отдыхать.
КОЛОТЬСЯ – признаваться.
КОМП - компьютер..
КОТЕЛОК – голова.
КУЛЬТЯПКИ – руки.
ЛЫЖИ – ноги.
МАХАТЬСЯ – драться.
МЕЛОЧЬ - ученики младших классов.
МОБИЛА – мобильный телефон.
Слайд 8Жаргон - (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone - болтовня).
Слайд 9С.И.Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон»:
1.Это речь какой – либо группы,
объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.
Слайд 101. Слова сферы школы.
Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:
-наименования
учителей (математичка, физичка, историчка, химичка, англичанка);
- наименования учебных предметов (физ-ра, литра, общество, инглиш (английский язык), матем, рашенязык (русский язык) и т.д.);
- наименования других реалий учебного процесса (шпора (шпаргалка), зубрилка, ботан, столовка, камчатка (задние парты).
Слайд 112. Жаргон школьников и сфера досуга.
К сфере досуга в жаргоне школьников
можно отнести такие слова, как мафон, комп, дискач, мамка (материнская плата), поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, лопата (большой смартфон), стукач, замочить, махаться и т.д.
Слайд 123. Жаргон школьников и сфера быта.
Слова, относящиеся к сфере быта можно
разделить на несколько групп:
- лексемы, называющие части тела (рожа, табло, физиономия - лицо; культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, жбан, тыква, дыня - голова; лыжи, педали, лапти - ноги).
- лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары (шкура, косуха, бомбер - куртка; потники, носкаины – носки; кроссы-кроссовки).
- лексемы, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на флеш-карту; маус, мышара – мышь, телик - телевизор), планшет, телефон – гаджеты и т.д.
Слайд 13 Анкетирование:
-С
какой целью вы употребляете жаргонные слова?
А) снятие напряжения;
Б) способ самовыражения и выделения из общей массы;
В) способ сломать стереотип общения.
Заключение:
- В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка. Значительную роль в лексическом портрете учеников играют жаргонизмы, употребление которых объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».
- Немалую роль в современном лексиконе шестиклассников занимают слова – паразиты, которые употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».
Слайд 15 Список использованной литературы
1.
Будагов Р. А.. Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
5. Колесов В.В. Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
6. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
7. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь», 1995.
8. Ларин Б. А. К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
9. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
10. Левикова С. И. Бытие и язык. – Новосибирск:, 2004.
11. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998
12.Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. 13. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.