Слайд 1Тема: Роль фразеологизмов в нашей речи.
Выполнила: Сорокина Анастасия
ученица 5 "В"
класса
Руководитель: Седых О. В.
учитель русского языка и литературы.
Слайд 21.Цель проекта :
Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их
роль?
2.Задачи проекта:
1. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах, проанализировать её и обобщить.
2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов.
3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.
4.Понаблюдать за употреблением фразеологизмов в произведениях художественной литературы.
5. Сделать выводы: какова роль фразеологизмов в нашей речи.
Слайд 3Актуальность проекта:
Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего
народа. Я считаю, что они должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Мы не будем хорошо знать язык, не зная фразеологии!
Гипотеза:
Предположим, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительнее и ярче.
Слайд 4
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…
Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал…
Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка», - утверждал Н.М. Шанский, русский учёный – лингвист.
Слайд 5
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному
слову.
Баклуши бить – бездельничать
Зарубить на носу – запомнить
Намылить шею – проучить
Водить за нос – обманывать
Повесить нос – огорчиться
Сесть в калошу – опозориться
Перемывать косточки – сплетничать
Слайд 7Фразеологизмы, пришедшие из мифов
Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое
помещение.
Ахиллесова пята – уязвимое место .
Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.
Двуликий Янус - двуличный человек.
Сизифов труд – бесконечная, бесплодная работа.
Ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий.
Слайд 8Фразеологизмы, пришедшие из Библии
Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся
без ответа.
Допотопные времена – доисторические времена, очень давние.
Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь.
Фома неверующий - человек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру.
Слайд 9Фразеологизмы-омонимы
Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.
Пустить петуха – это
поджечь что-то.
Слайд 10Фразеологизмы-синонимы
Два сапога пара – одного поля ягоды
Ума палата – семи пядей
во лбу
Слайд 11Фразеологизмы-антонимы
Хоть пруд пруди – кот наплакал
Засучив рукава –
спустя рукава
Слайд 13Басни и.а.крылова
«Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель;
- «Тришкин
кафтан»: тришкин кафтан;
- «Две собаки»: ходить на задних лапах;
- «Обезьяна»: мартышкин труд;
- «Кот и повар»: а Васька слушает, да ест;
- «Белка»: как белка в колесе;
- «Ларчик»: а ларчик просто открывался
Слайд 14Рассказы н.носова
бежать во всю прыть, бить баклуши, в два счета, в
трех соснах заблудились, взять на буксир, вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава, как в воду глядел, как в воду опущенный, как с луны свалился, калачом не заманишь, намылить шею, не видать как своих ушей, ни жив ни мертв, пойти на край света, с ног валиться.
Слайд 15и я там был, мед-пиво пил; избушка на курьих ножках;
кощей Бессмертный;-
Лиса Патрикеевна; ни в сказке сказать, ни пером описать;
при царе Горохе;
сказка-ложь, да в ней намек;
сказка про белого бычка; три дня и три ночи.
Слайд 16Социологический опрос
Были заданы такие вопросы:
1. Знаете ли вы,
что такое фразеологизм?
2. Ваш любимый фразеологизм?
Результат: 72% взрослых знают, что такое фразеологизм, 28% не знают; из детей 46% знают, 54% затрудняются ответить.
Чаще всего в речи опрашиваемых звучали фразеологизмы:
У учителей – зарубить на носу, сломя голову
У родителей – разбиться в лепёшку
У детей – ни свет ни заря
Слайд 17Подведём итоги…
Каков же результат моей работы? Самое главное – я узнала
много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Действительно, велик и могуч наш русский язык! В ходе работы я познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка, узнала историю их происхождения, познакомилась с фразеологическими словарями, обратилась к произведениям художественной литературы. В результате чего пришла к следующим выводам: роль фразеологизмов в нашей речи действительно велика! Ведь недаром писатели так часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться! Я убедилась, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её точнее, богаче, эмоциональнее и выразительнее!
Слайд 18Интернет-ресурсы
http://frazbook.ru
http://shkatulka.net.ru/publ/slovari/slovar_frazeologizmov
http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1
http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm
http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg
http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg
http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-
frazeologizmam/bit_chelom.jpg
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg
Слайд 20Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным, а также - бездельничать
Слайд 21Витать в облаках – предаваться несбыточным мечтам
Слайд 22Клевать носом – засыпать, дремать
Слайд 23Писать как курица лапой – неразборчиво, непонятно, некрасиво