Презентация, доклад к проектно-исследовательской работе по русскому языку РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАШЕЙ РЕЧИ

Содержание

1.Цель проекта :Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их роль?2.Задачи проекта:1. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах, проанализировать её и обобщить.2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов.3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.4.Понаблюдать за употреблением

Слайд 1Тема: Роль фразеологизмов в нашей речи.
Выполнила: Сорокина Анастасия
ученица 5 "В"

класса
Руководитель: Седых О. В.
учитель русского языка и литературы.
Тема: Роль фразеологизмов в нашей речи.Выполнила: Сорокина Анастасия ученица 5

Слайд 21.Цель проекта :
Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их

роль?
2.Задачи проекта:
1. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах, проанализировать её и обобщить.
2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов.
3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.
4.Понаблюдать за употреблением фразеологизмов в произведениях художественной литературы.
5. Сделать выводы: какова роль фразеологизмов в нашей речи.
1.Цель проекта :Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их роль?2.Задачи проекта:1. Произвести поиск необходимой языковой

Слайд 3Актуальность проекта:
Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего

народа. Я считаю, что они должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Мы не будем хорошо знать язык, не зная фразеологии!
Гипотеза:
Предположим, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительнее и ярче.
Актуальность проекта:Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Я считаю, что они должны

Слайд 4
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…

Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал…

Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка», - утверждал Н.М. Шанский, русский учёный – лингвист.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы употребляем эти выражения

Слайд 5
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному

слову.



Баклуши бить – бездельничать
Зарубить на носу – запомнить
Намылить шею – проучить
Водить за нос – обманывать
Повесить нос – огорчиться
Сесть в калошу – опозориться
Перемывать косточки – сплетничать



Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.Баклуши бить – бездельничать

Слайд 7Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое

помещение.
Ахиллесова пята – уязвимое место .
Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.
Двуликий Янус - двуличный человек.
Сизифов труд – бесконечная, бесплодная работа.
Ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий.


Фразеологизмы, пришедшие из мифовАвгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение. Ахиллесова пята – уязвимое место

Слайд 8Фразеологизмы, пришедшие из Библии
Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся

без ответа.
Допотопные времена – доисторические времена, очень давние.
Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь. 
Фома неверующий - человек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру.
Фразеологизмы, пришедшие из БиблииГлас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа.Допотопные времена – доисторические времена,

Слайд 9Фразеологизмы-омонимы
Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.



Пустить петуха – это

поджечь что-то.
Фразеологизмы-омонимыПустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха – это поджечь что-то.

Слайд 10Фразеологизмы-синонимы
Два сапога пара – одного поля ягоды


Ума палата – семи пядей

во лбу
Фразеологизмы-синонимыДва сапога пара – одного поля ягодыУма палата – семи пядей во лбу

Слайд 11Фразеологизмы-антонимы
Хоть пруд пруди – кот наплакал

Засучив рукава –
спустя рукава



Фразеологизмы-антонимыХоть пруд пруди – кот наплакалЗасучив рукава –  спустя рукава

Слайд 12Фразеологические словари

Фразеологические словари

Слайд 13Басни и.а.крылова
«Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель;
- «Тришкин

кафтан»: тришкин кафтан;
- «Две собаки»: ходить на задних лапах;
- «Обезьяна»: мартышкин труд;
- «Кот и повар»: а Васька слушает, да ест;
- «Белка»: как белка в колесе;
- «Ларчик»: а ларчик просто открывался
Басни и.а.крылова«Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель;- «Тришкин кафтан»: тришкин кафтан;- «Две собаки»: ходить

Слайд 14Рассказы н.носова
бежать во всю прыть, бить баклуши, в два счета, в

трех соснах заблудились, взять на буксир, вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава, как в воду глядел, как в воду опущенный, как с луны свалился, калачом не заманишь, намылить шею, не видать как своих ушей, ни жив ни мертв, пойти на край света, с ног валиться.
Рассказы н.носовабежать во всю прыть, бить баклуши, в два счета, в трех соснах заблудились, взять на буксир,

Слайд 15и я там был, мед-пиво пил; избушка на курьих ножках;
кощей Бессмертный;-

Лиса Патрикеевна; ни в сказке сказать, ни пером описать;
при царе Горохе;
сказка-ложь, да в ней намек;
сказка про белого бычка; три дня и три ночи.
и я там был, мед-пиво пил; избушка на курьих ножках;кощей Бессмертный;- Лиса Патрикеевна; ни в сказке сказать,

Слайд 16Социологический опрос
Были заданы такие вопросы:
1. Знаете ли вы,

что такое фразеологизм?
2. Ваш любимый фразеологизм?
Результат: 72% взрослых знают, что такое фразеологизм, 28% не знают; из детей 46% знают, 54% затрудняются ответить.

Чаще всего в речи опрашиваемых звучали фразеологизмы:
 У учителей – зарубить на носу, сломя голову
У родителей – разбиться в лепёшку
У детей – ни свет ни заря


Социологический опрос  Были заданы такие вопросы: 1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм? 2. Ваш любимый

Слайд 17Подведём итоги…
Каков же результат моей работы? Самое главное – я узнала

много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Действительно, велик и могуч наш русский язык! В ходе работы я познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка, узнала историю их происхождения, познакомилась с фразеологическими словарями, обратилась к произведениям художественной литературы. В результате чего пришла к следующим выводам: роль фразеологизмов в нашей речи действительно велика! Ведь недаром писатели так часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться! Я убедилась, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её точнее, богаче, эмоциональнее и выразительнее!
Подведём итоги…Каков же результат моей работы? Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и

Слайд 18Интернет-ресурсы
 http://frazbook.ru
 http://shkatulka.net.ru/publ/slovari/slovar_frazeologizmov
 http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1
 http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm
 http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg
 http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg
 http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-

frazeologizmam/bit_chelom.jpg
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg

Интернет-ресурсы 	http://frazbook.ru	http://shkatulka.net.ru/publ/slovari/slovar_frazeologizmov	http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1 	http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm 	http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg 	http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg 	http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-       frazeologizmam/bit_chelom.jpg 	http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg

Слайд 19Водить за нос - обманывать

Водить за нос - обманывать

Слайд 20Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным, а также - бездельничать

Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным, а также - бездельничать

Слайд 21Витать в облаках – предаваться несбыточным мечтам

Витать в облаках – предаваться несбыточным мечтам

Слайд 22Клевать носом – засыпать, дремать

Клевать носом – засыпать, дремать

Слайд 23Писать как курица лапой – неразборчиво, непонятно, некрасиво

Писать как курица лапой – неразборчиво, непонятно, некрасиво

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть