Презентация, доклад к практическому занятю по дисциплине Русский язык и культура речи Национальные костюмы народов Севера. Нганасаны.

Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. В отличие от прошлых времён теперь под одеждой принято носить белье. Кроме того, летом мужчины носят покупную европейскую одежду. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов

Слайд 1Национальные костюмы народов севера Костюмы нганасан




Выполнила студентка Группы ДПИ-21
Батова Кристина

Национальные костюмы народов севера Костюмы нганасан

Слайд 2 Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. В

отличие от прошлых времён теперь под одеждой принято носить белье. Кроме того, летом мужчины носят покупную европейскую одежду. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель (мужчина, женщина, ребёнок, девушка, замужняя женщина, мать, сильный шаман и т. д.). Украшение одежды — трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старой одежды и использовали несколько раз. Обувь (файму) шили из белых камусов (шкур с ног оленя), подошвы — из оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Она не имела выема в подъёме, представляя собой как бы цилиндрический чехол. Надевали её поверх меховых чулок (тангада). У женской обуви более короткие голенища. Мужчины вместо штанов носили ровдужные (из цветной замши) или меховые натазники (нингка), поверх них — пояс с кольцами на боку, к которым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво (тууй), нож в ножнах, футляр для курительной трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили снеговые очки (сеймекунсыда) — костяную или металлическую пластину с прорезью на кожаных ремешках. Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. В отличие от прошлых времён теперь под

Слайд 3Практически вся одежда у нганасан раньше шилась из оленьих шкур. В

качестве украшения одежды ее оторачивали мехом собак, белым и черным. Зимние, длинноволосые шкуры использовались для пошива зимней верхней одежды, а летние шкуры с коротким мехом и шкурки тулят, шли на пошив летней и домашней одежды. Из камусов (шкуры с оленьих ног, где ворс более износоустойчивый), шились рукавицы и обувь. Из камусов также шили покрывала для грузовых нарт, которые хорошо предохраняли груз от намокания, когда нарты с зимними вещами оставляли на несколько месяцев по дороге к местам летних кочевок. Старую вытертую зимнюю одежду, донашивали в более теплые периоды. Из обезволошиных шкур изготавливали ровдугу напоминающую замшу. Из нее шили нижнюю одежду: женские комбинэ и мужские натазники. Нганасанская одежда очень своеобразна, и кардинально отличается от одежды соседних народов.
Практически вся одежда у нганасан раньше шилась из оленьих шкур. В качестве украшения одежды ее оторачивали мехом

Слайд 4Нганасанский мужской костюм состоит:
«Лу» - глухая двухслойная верхняя одежда с капюшоном,

сшитая из белой оленьей шкуры мехом, наружу, отороченным подолом из белого собачьего меха, обрамленная вшивными кантиками из сукна черного и красного цвета и украшенная аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым опредеделяли, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Ластовицы и нижняя часть рукавов окрашена охрой. На спинке, вдоль верхней линии центральной части, прикреплен ряд подвесок в виде узких, длинных полосок из замши, испещренные сеткой и горизонтальных черточек, нанесенные краской.
«Файму» – обувь, сшитая из белых камусов, не имеет выемок в подъеме и представляет как бы цилиндрический чехол. Подошва сшита из стриженных камусов шерстью наружу. Длина у мужских файму выше колен. Спереди к голенищам пришита пара ровдужных вязок, с помощью которых обувь привязывают к поясу; другая пара вязок пришита и завязывается под коленом. Украшена обувь цветными кантиками из сукна, вшитые в ее швы (черный и красный цвета). Эта обувь надевается поверх теплых чулок сшитых из тонкой оленьей шкуры, мехом внутрь и покрой полностью совпадает с файму.
Нганасанский мужской костюм состоит:«Лу» - глухая двухслойная верхняя одежда с капюшоном, сшитая из белой оленьей шкуры мехом,

Слайд 6Нганасанский женский костюм состоит:

«Фоние» (зимний) – комбинезон, сшитый из оленьей шкуры

с подстриженным мехом, мездрой наружу. Украшение его состоит из прямой вертикальной полосы, нанесенной красной краской в центре нагрудной части и мелких полос, выполненных также краской, на передней части штанин. Поверх окрашенных частей с помощью ровдужных ремешков прикреплены шесть металлических подвесок в виде лунниц на груди и по семь трубчатых подвесок с кольцами и ажурными бляхами на передних частях штанин. В центральной нижней части переда пришит прямоугольный кусочек тонкой ровдуги, орнаментированный чередующими полосками, окрашенными в красный и черный цвет и окантованным швом из белого подшейного волоса; нижний край этого кусочка обрамляет бахрома.
«Лифарие» - распашная верхняя одежда. По форме, покрою, материалу и украшению совпадает с мужской верхней одеждой, различие заключается лишь в том, что женская одежда имеет спереди разрез. Кроме того, у нее нет капюшона, круглый ворот обшит песцовым воротником.
«Сьму» - капор, сшитый из оленьих шкурок мехом внутрь, в швы вшиты узкие суконные кантики черного и красного цвета, опушка из длинного черного собачьего меха.
«Файму» - обувь аналог мужской, отличие в длине - женская обувь доходит немного выше колен.

Яроцкая Мария Дюнтовна в национальном костюме.

Нганасанский женский костюм состоит:«Фоние» (зимний) – комбинезон, сшитый из оленьей шкуры с подстриженным мехом, мездрой наружу. Украшение

Слайд 7У мужской и женской обуви спереди не было выема. Шили обувь

из белых оленьих камусов с кантами из черного и красного сукна. Мужская обувь отличалась от женской большей длиной.
У мужской и женской обуви спереди не было выема. Шили обувь из белых оленьих камусов с кантами

Слайд 8Детская одежда по форме ничем не отличалась от одежды взрослых. Для

маленьких детей шили специальный меховой комбинезон — минар.
Детская одежда по форме ничем не отличалась от одежды взрослых. Для маленьких детей шили специальный  меховой

Слайд 9 В чуме колыбель подвешивали к жердям при

помощи фигурного деревянного крюка (ахтангаа). Такими же крюками пользовались кеты, ханты, нарымские селькупы. Этот крюк считался талисманом и передавался по наследству от матери к дочери.
Остается открытым ряд вопросов: как крепили карагасы крюки к жердям чума, как относилось старшее поколение, родители к фигурным крюкам, что собой символизировал крюк, кто изготавливал первый крюк, могли ли передавать его в другие семьи, в связи с чем крюк передавался (отдавался) другому человеку (инородцу)?
Нет также сведений о существовании ночных и дневных колыбелей.

Люлька (бедик или петик), где находился ребенок с рождения, изготавливалась из бересты или дерева. Кусок бересты складывали в виде продолговатого блюда с крутыми стенками. Прямые борта скреплялись ивовым ободком. В изголовье помешалась дуга с ремешком. Борт в изголовье пологий, в ногах образуется прямой угол с дном. Верх борта по всей длине закреплен с помощью расщепленного вдоль и загнутого ствола дерева и тонкого корневища, продетого сквозь отверстия в бересте. В бортиках проделаны отверстия для закрепления дужки над изголовьем и ремешков, с помощью которых фиксировалось положение ребенка в колыбели, а также для подвешивания в чуме. Длина колыбели 68 см, ширина 32 см, высота бортиков 7-8 см.

Люльки.

В чуме колыбель подвешивали к жердям при помощи фигурного деревянного крюка (ахтангаа). Такими

Слайд 10Детская люлька нганасан

Детская люлька нганасан

Слайд 11Одеяло привязывалось передним краем к жердям чума и имело вид полога.

Спали под ним несколько человек, независимо от пола. Мужчины брали на зимние поездки мыли — оленью шкуру, зашитую с одного конца в виде мешка, куда, сидя на нарте, засовывали для тепла подогнутые ноги. Весной носили сейми-кунди — снеговые очки из металлических пластинок, с узкой прорезью посредине, вшитых в орнаментированный кусок ровдуги.

Нганасанский чум

Одеяло привязывалось передним краем к жердям чума и имело вид полога. Спали под ним несколько человек, независимо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть