Презентация, доклад к практическому уроку по литературе Особенности языка в рассказе В.П. Астафьева Конь с розовой гривой (6 класс).

Содержание

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой

Слайд 1 Виктор Петрович Астафьев Особенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой».


Виктор Петрович Астафьев Особенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Слайд 2Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений

Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о

Слайд 3Разминка «Зашифрованный код».
1. Шалости на реке. 2. Бабушка

простила. 3. Рыбалка. 4. За земляникой. 5. Жалко ягод. 6. Левонтьевское семейство. 7. Дивный конь с розовой гривой. 8. Бабушка уезжает на рынок. 9. Кража калача. 10. Ссора. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. В лесу. 14. Урок на всю жизнь. 15. Санька советует обмануть бабушку.

Восстановите последовательность событий. Запишите только цифры в последовательном порядке.

Разминка  «Зашифрованный код».   1. Шалости на реке.  2. Бабушка простила.  3. Рыбалка.

Слайд 4Разминка «Зашифрованный код».
1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой.

3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь.

6,4,13,10,5,1,15,9,8,3,11,12,2,7,14.

Разминка  «Зашифрованный код».   1. Левонтьевское семейство.  2. За земляникой.  3. В лесу.

Слайд 5- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь

с розовой гривой»? - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание.

- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?   -

Слайд 6Проверим домашнее задание.
Расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед

вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ
(3 аргумента или более).

Проверим домашнее задание.Расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но

Слайд 7 Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую

неприятную жизненную ситуацию?

Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать.

Какие уроки нравственности вы вынесли для себя?

Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?  Рассказ носит

Слайд 8Уроки нравственности
Умей признать ошибки
НЕ БУДЬ ЖЕСТОКИМ
Умей говорить «нет»
Помогай другим
Умей прощать
Не

поддавайся на провокации

Будь честным

Будь решительным

Уроки нравственностиУмей признать ошибки НЕ БУДЬ ЖЕСТОКИМУмей говорить «нет»Помогай другимУмей прощатьНе поддавайся на провокацииБудь честнымБудь решительным

Слайд 9Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?
душевная чуткость
обостренная

совестливость
неприятие зла в любых его проявлениях
любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе

О чем бы вы спросили Витю? 
Какие черты характера героя есть у вас?
Можно ли у Вити чему-либо научиться?

Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?душевная чуткость обостренная совестливостьнеприятие зла в любых его проявлениях

Слайд 10Каким вы представляете себе автора рассказа?
пожилой человек, любящий свою Родину, родных

умеющий видеть прекрасное вокруг
умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает
всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки и свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.

Как создается автором такая красота? 

Писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы.

Почему не заменил на стилистически нейтральные?

Каким вы представляете себе автора рассказа?пожилой человек, любящий свою Родину, родных умеющий видеть прекрасное вокругумеет и учит

Слайд 11Урок-исследование. Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Задание

1.
Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке.

Бадога
Заимка
Заполошная
Поскотина
Туесок
Увал
Шаньга
Яр

Урок-исследование.  Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Задание 1.Составьте словарь диалектных слов,

Слайд 12Задание 2. В тексте рассказа употреблены просторечные слова. Найдите соответствие просторечных

слов общепринятым нормативным словам.

1. таскаться
2. цапнуть
3. укатывалась
4. поносила
5. пожрал
6. жрут
7. ша
8. парнишка

1.быстро и грубо хватать
2. ругала
3. съел
4. замри
5.ходить без дела
6. подросток
7. быстро уходила
8. едят

Задание 2. В тексте рассказа употреблены просторечные слова.  Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам. 1.

Слайд 13Задание 3. Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой.
1. ластиться
2. рвануть
3.

умудрялась
4. ковырять землю
5. корить
6. ушмыгнуть
7. говаривать
8. хорохориться
9. срамила

ласкаться
резко тронуться с места
ухитрялась
слишком медленно делать
упрекать
незаметно уйти
говорить
храбриться
позорила

Нейтральная лексика — общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски.

Задание 3. Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой.1. ластиться2. рвануть3. умудрялась4. ковырять землю5. корить6. ушмыгнуть7. говаривать8.

Слайд 14Задание 4. Запишите напротив фразеологизмов их значение.
1. остались хвост да грива
2.

устроить пир горой
3. ударялись в рев
4. попал на уду
5. лешак с тобой

Насколько это возможно, со всех сил (бить кого-либо).
Шумное застолье, гулянка.
Громко плакать, навзрыд.
Ошибиться, принять неверное решение (уда – удочка).
«Чёрт с тобой»(лешак – леший).



 Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом.

Задание 4. Запишите напротив фразеологизмов их значение.1. остались хвост да грива2. устроить пир горой3. ударялись в рев4.

Слайд 15Здание 5. В речи автора и в речи персонажей встречаются слова,

употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов.

1.супротив(автор)
2. ихнем (автор)
3. бегишь (Танька)
4. запнешша (Танька)
5. выдь отсюдова (Левонтий)
6. жисть (Левонтий)

Напротив.
Их.
Бежишь.
Запнёшься.
Выйди отсюда.
Жизнь.

Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи.
Разговорный стиль — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения.

Здание 5. В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте

Слайд 16Задание 6. О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти

слова.

В кармане вошь на аркане .

Бабушка так говорит о бедных людях.
Означает, что в карманах - пусто. Бедность.
В одном кармане - вошь на аркане, в другом блоха на цепи.
Пусто, причем безнадежно пусто.
Аркан - по-татарски, то же, что и лассо, по-американски - это веревка из конского волоса, которая не мокнет, не свивается, петля легко скользит.
Арканят (обездвиживают) , лошадей, людей и т.д., причем, намертво.

Задание 6. О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти слова.В кармане вошь на аркане .Бабушка

Слайд 17Задание 7. Объясните значение слов.
1.бязевая рубаха
2. чурбак
3. половик
4. кладовка
1. Сшитая из

бязи. Бязь - это хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения.
2. То же, что и чурбан -  обрубок дерева, короткое бревно. О человеке: глупый или бесчувственный.
3. Небольшой коврик, который служит для вытирания обуви от уличной пыли и грязи при входе в чистое помещение. 
4. 1. хозяйственное помещение для хранения продовольствия, оборудования, сырья и т. п.
2. перен. - средоточие каких-либо богатств, ценностей.
Задание 7.  Объясните значение слов.1.бязевая рубаха2. чурбак3. половик4. кладовка1. Сшитая из бязи. Бязь - это хлопчатобумажная

Слайд 18Вывод:
С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного

стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами?

Вывод: С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы,

Слайд 19 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать сочинение на одну из тем:
1. «В чём заключается

особенность языка в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?
2. «Над чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева „Конь с розовой гривой“?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Написать сочинение на одну из тем:1. «В чём заключается особенность языка в рассказе

Слайд 20Рефлексия
1. На уроке я работал

активно / пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
 
3. Урок мне показался коротким / длинным.
 
4. За урок я не устал / устал.
 
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже.
 
6. Материал урока мне был полезен / бесполезен;
  интересен / скучен.

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным;
  интересным / неинтересным.
 
Рефлексия 1. На уроке я работал

Слайд 21Молодцы! Спасибо за урок!

Молодцы!  Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть