Слайд 1Твардовский
« Василий Теркин»
Литература
8 класс
Слайд 2 По воспоминаниям
О. Верейского, «он
был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бёдрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это делают борцы. Военная форма очень шла ему. Очень светлые глаза глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щёк была какая-то женственная мягкость.».Это человек недюжинной личной храбрости, обладал изрядной физической силой, чемпион гарнизона по игре в городки.
Слайд 3Биография Твардовского
Твардовский родился 8 июня 1910 года на
хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Отец мечтал дать детям хорошее образование. Трифон Гордеевич даже специально привёз из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учёба продолжалась до 1924 года в разных школах. В 1939-1942 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературе, плодотворно пишет и печатается .Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 годах поэма «Василий Тёркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.
Слайд 4История создания поэмы.
Начальный замысел возник в редакции газеты
«На страже Родины» как чисто газетный в 1939-1940 годах в период финской кампании. Вася Тёркин- так был наречён будущий персонаж .В дальнейшей публикации участвовали и другие литераторы ,служившие в редакции. Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. Первоначально Тёркин-недотёпа и балагур ,пустомеля , считавший что лучшее место в армии – это «повара в пехоте», затем – эпический воин, ведущий бой, «смертный бой не ради славы- ради жизни на земле», перенявший эстафету борьбы от старого русского солдата времён первой мировой, вступающий в бой не только с конкретным врагом ,но и с самой смертью.
Слайд 5«Василий Тёркин»_ это лучшее из всего написанного о войне на войне.
И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано.(К. Симонов.)
«Тёркин был для меня… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.(А.Т.Твардовский.)
Поэзия ещё не рождала такой фигуры, как Тёркин.(Ф.Абрамов.)
Слайд 6Анализ главы «Переправа».
Чтение главы.
На какие части разделяют главу слова «Переправа» подобные
рефрену?
Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?
Какие картины фронтового быта рисует Твардовский?
Каким предстаёт в этой главе перед читателем Василий Тёркин?
Слайд 7Анализ главы «О награде»
Чтение главы.
Как построена эта глава?
Что нового мы
узнали о Тёркине из главы?
Что общего у автора и Тёркина?
Что значит слово «родина» для них?.
Слайд 8Анализ главы «Гармонь»
Чтение главы.
Какой эпизод лёг в основу главы?
Каким
предстаёт перед нами Тёркин в этой главе?
Прочитайте диалог Тёркина с двумя танкистами , хранящими память о своём погибшем друге. На какие качества характера обращает Твардовский внимание читателя?
Слайд 10Анализ главы «Два солдата».
Чтение главы.
Какие стороны характера Тёркина раскрываются
в главе?
Чем близка эта глава к народной сказке?
Прочтите заключительные строки главы. Почему поэт рифмует слово «россия» с простым именем Василий?
Слайд 11Анализ главы «Кто стрелял»?
Чтение главы.
Как построена глава?
Что нового вы узнали из
этой главы?
В чём смысл сопоставления Тёркина с его молодыми и ещё не обстрелянными товарищами?
Слайд 12Анализ главы «Смерть и воин»
Чтение главы
Почему Твардовский прибегает к сказочному образу
смерти? Как она изображена?
Как Тёркин презрительно называет смерть?
В чём суть поединка Тёркина и смерти?
Почему Тёркин побеждает смерть?
Слайд 13Домашнее задание
Выучить наизусть один из отрывков.
Написать сочинение на тему «Русский
чудо – человек» по поэме
План:
1) О типичности героя.
2) Кто же он такой?
3) Портрет (черты характера: выносливость, находчивость, скромность)
4) Почему же он «чудо-человек»?