Слайд 1.
Презентация к первому уроку внеклассного чтения в 8классе
«По страницам прочитанных книг»
Слайд 2Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого
рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». Н.А.Морозов
Слайд 4Анаграмма - перестановка букв в слове (или в нескольких словах) в
любом порядке, образующая новое слово
(английский писатель)
Торба (русская детская писательница )
Опер (инструмент писателя)
Нерв (французский писатель-фантаст)
Ринг (русский писатель)
Моне (капитан из книги Ж.Верна)
Стопа (имя сына Тараса Бульбы)
Стопор (имя одного из мушкетеров)
Товар (создатель литературного произведения)
Атлант (выдающиеся способности)
Фирма (предмет поисков поэтов)
Па + стена (стихотворный размер)
Мрак + Зина (российский писатель, историк)
Кит + рис (королева детектива)
Омон + гол (развернутое высказывание одного
из действующих лиц пьесы)
Анаграммы (Переставьте буквы)
Слайд 6«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Дидро Д.
Слайд 7Познавательная викторина
Кто основал первую библиотеку на Руси?
Какая наука занимается изучением литературы?
Какой древний музыкальный инструмент со времен древнегреческого Овидия считается обязательной принадлежностью поэта?
Какой жанр, по словам Сенеки, как и жизнь, ценится не за длину, а за содержание?
Каким английским словом называют устное народное творчество?
Слайд 8«Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги –
и то уже счастье». Чарльз Лэм
Слайд 9Познавательная викторина
Как называется стихотворное художественное творчество?
Какой литературный прием использует
Некрасов в стихотворении?
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь.
Слайд 10Познавательная викторина
Как называется реальное лицо, послужившее автору первообразом при создании литературного
произведения?
В каком музее герои басни Крылова не заметили слона?
Какое выражение из басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука» стало поговоркой о стоящем на месте деле?
Какая басня Крылова поможет легко запомнить состав струнного квартета?
Какое название дали Толстой и Горький первым частям своих автобиографических трилогий?
Слайд 11«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен
моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все».
Франсуа Фенелон
Слайд 12Узнайте произведение по его началу
Се повести времянных лет, откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть…
«А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?»
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руках. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…
Слайд 13Узнайте произведение по его началу
Когда мне было шесть лет, в книге
под названием «Правдивы истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано…
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находились его имения.
Слайд 14Узнайте произведение по его началу
Есть в русской земле город, называемый Муромом.
Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что злой крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд.
Слайд 15Узнайте произведение по его началу
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
«Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет».
А. Декурсель
Слайд 17Узнайте произведение по его концовке
Вот злонравия достойные плоды.
И
дал я мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною потраченных.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Слайд 18«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.»
Аддисон Д.
Слайд 19В каких произведениях звучат эти диалоги? Назовите героев.
-Любопытен бы я был
послушать, чему немец-то его выучил.
-Всем наукам, батюшка.
-Чему ж бы, например?
-Вот, грамматике.
-Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
-Много. Существительна да прилагательна…
Слайд 20В каких произведениях звучат эти диалоги? Назовите героев.
Видят – маленькая точка
Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка –
Проплывает по реке?
-Нет, ни чурка и не бочка –
Просто глазу маета.
-Не пловец ли одиночка?
-Шутишь, брат. Вода не та!
Слайд 21В каких произведениях звучат эти диалоги? Назовите героев.
-Прощай…
-Прощай. Вот мой секрет,
он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь.
Слайд 22«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В.А. Сухомлинский
Слайд 23Из каких произведений эти монологи? Назовите автора и героя.
Ты слушать исповедь
мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь.
Но людям я не делал зла.
И потому мои деле
Немного пользы вам узнать,-
А душу можно ль рассказать?
Как увижу ее, я и сам не свой;
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Слайд 24Из каких произведений эти монологи? Назовите автора и героя.
Не знаю, сколько
пройдет лет,- только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго… Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там.
Слайд 25Из каких произведений эти монологи? Назовите автора и героя.
Не выполняю я
своего долга, что греха таить! Ведь сказано в Писании: кто щадит младенца, тот губит его. Ничего хорошего из этого не выйдет, грех один. Он сущий чертенок, знаю, но ведь он, бедняжка, сын моей покойной сестры, у меня как-то духу не хватает наказывать его. Нынче он отлынивает от школы; придется мне завтра наказать его – засажу за работу.
Слайд 26«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают,
в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...»
Марк Тулий Цицерон
Слайд 27«Соедините» героя и произведение. Назовите автора.
Самсон Вырин
Алена Дмитриевна
Троекуров
Жилин
Солоха
Андрий
Герасим
Эраст
Вральман
Митраша
Ассоль
«Ночь перед Рождеством»
«Станционный смотритель»
«Дубровский»
«Бедная
Лиза»
«Недоросль»
«Кладовая солнца»
«Песня про купца…»
«Тарас Бульба»
«Кавказский пленник»
«Алые паруса»
«Муму»
Слайд 28«Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для
души своей».
Нестор-Летописец
Слайд 29Продолжите строчки из стихотворений.
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
Из вереска напиток забыт
давным-давно,
А был он слаще меда…
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано…
Под голубыми небесами
Великолепными коврами…
Люблю грозу в начале мая…
Слайд 30«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими
людьми мира».
Л.Н. Толстой
Слайд 31Определите род и жанр произведения
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные…
«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».
Слайд 32Определите род и жанр произведения
«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы
сообщить вам пренеприятнейшее известие…»
«Мне было тогда лет двадцать пять,- начал Н.Н.,- дела давно минувших дне, как видите…»
«Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон,
Раздался вдруг…»
Слайд 33Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
К. Паустовский.
Слайд 34Домашнее задание
Прочитать статью учебника «К читателям».
Ответить на вопросы стр. 5-6
Сдать дневники
читателя с отзывами.
Выучить цитаты о книгах и чтении.
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».
Достоевский Ф. М.
Слайд 35«Книга - чистейшая сущность человеческой души».
Томас Карлейль
Слайд 36Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее
на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А. Ахматова.
Слайд 41Анаграмма - перестановка букв в слове (или в нескольких словах) в
любом порядке, образующая новое слово