Презентация, доклад к педагогическому проекту Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Содержание

В настоящее время содержательно изменились требования к образованию. Современное общество испытывает потребность в человеке, имеющего высокий уровень языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, самостоятельность, независимость суждений. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию личности, которая стремится к максимальной реализации

Слайд 1 
 
«Формирование языковых, лингвистических, коммуникативных умений и навыков учащихся при подготовке к

ЕГЭ по русскому языку»

Автор: Ковпак Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№ 4» пгт Пойковский

  «Формирование языковых, лингвистических, коммуникативных умений и навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» Автор: Ковпак

Слайд 2В настоящее время содержательно изменились требования к образованию. Современное общество испытывает

потребность в человеке, имеющего высокий уровень языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, самостоятельность, независимость суждений.

Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей и способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.

ЕГЭ по русскому языку – один из обязательных экзаменов, результаты которого требуются при поступлении на любую специальность. Содержание и вся система уроков, занятий, консультаций по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в большей мере, чем раньше, способствуют формированию коммуникативной личности выпускника и подготовке его к жизни и социализации.

Актуальность

В настоящее время содержательно изменились требования к образованию. Современное общество испытывает потребность в человеке, имеющего высокий уровень

Слайд 3Противоречия

Потребность общества в человеке, имеющего высокий уровень языковой, лингвистической и коммуникативной

компетенций

Снижается общая речевая культура населения, у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.


Необходимость более продуманной и качественной подготовки обучающихся к созданию развернутого высказывания

Отсутствие таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы данной цели





Противоречия

ПротиворечияПотребность общества в человеке, имеющего высокий уровень языковой, лингвистической и коммуникативной компетенцийСнижается общая речевая культура населения, у

Слайд 4Проблема
При каких педагогических условиях возможно формирование языковой, лингвистической,

коммуникативной компетенций обучающихся?
Проблема   При каких педагогических условиях возможно формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций обучающихся?

Слайд 5

Экзаменационная работа по русскому языку в форме ЕГЭ составлена так, что

позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций - языковая, лингвистическая и коммуникативная

Экзаменационная работа по русскому языку в форме ЕГЭ составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у

Слайд 6Гипотеза
Если в системе использовать в урочной и

внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ разнообразные формы, методы и приемы, то можно создать условия для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся
Гипотеза    Если в системе использовать в урочной и внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ

Слайд 7Цель
Создание условий для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции

учащихся в урочной и внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ
Цель   Создание условий для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Слайд 8



5.Совершенствовать лингвистическую
компетенцию выпускников при выполнении части С,
освоить алгоритмы выполнения

коммуникативных
задач с разным уровнем языковой подготовки.

4. Разработать систему мониторинга для отслеживания
уровня сформированности навыков создания письменных
текстов .

3. Установить оптимальное сочетание видов и типов
упражнений и заданий, лежащих в основе продуктивной
деятельности учащихся.

2. Проанализировать и систематизировать эффективные
методы и приемы, направленные на развитие языковой,
лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую
литературу по данной теме.

Задачи

6. Организовать работу постоянно действующей онлайн - консультации,
направленной на повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся.

5.Совершенствовать лингвистическую компетенцию выпускников при выполнении части С, освоить алгоритмы выполнения коммуникативных задач с разным уровнем языковой

Слайд 9
Объект
исследования


Предмет
исследования
процесс формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся
комплекс эффективных методов, приемов

и заданий, стимулирующих формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся при подготовке к ЕГЭ
Объект исследованияПредметисследованияпроцесс формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихсякомплекс эффективных методов, приемов и заданий, стимулирующих формирование языковой, лингвистической,

Слайд 10Современная эпоха




Наглядность
Систематичность и последовательность
Научность, связь теории и практики
Преемственность
Комплексный подход при разработке

занятий
Вариативность содержания и форм проведения занятий

Уважение к результатам своей деятельности
в сочетании с разумной требовательностью

Учет индивидуальных особенностей
и возможностей учащихся

Принципы

Прочность полученных знаний


Принципы

Современная эпохаНаглядностьСистематичность и последовательностьНаучность, связь теории и практикиПреемственностьКомплексный подход при разработке занятийВариативность содержания и форм проведения занятий

Слайд 11

Совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть

осведомлен и имеет практический опыт работы

Выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях

Компетенция
(по словарю
В.М. Полонского)

Компетентностный
подход
(по О.Е. Лебедеву)

Педагогические теории проекта

Совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и имеет практический опыт работыВыдвигает

Слайд 12








Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры

в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника. Развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности(говорения, слушания и понимания, чтения письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции,- это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка,

Слайд 13Педагогические теории проекта
Аристотель,
св. Августин, В. Лили,
Ф. Санчес

Создают

развернутую систему представлений о речи, оказавшую большое влияние на ее исследование в течение многих последующих веков.


Педагогические теории
Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, М.А.Рыбникова, Н.Р.Бершадской

Немалую роль в развитии предлагаемого опыта работы сыграли принципы и основные методики работы современных педагогов-словесников



Педагогические теории проекта  Аристотель, св. Августин, В. Лили, Ф. СанчесСоздают развернутую систему представлений о речи, оказавшую

Слайд 14
Продуктивные и репродуктивные
Проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские; объяснительно-
иллюстративные, собственно-репродуктивные

Традиционные и нетрадиционные

Индивидуальные, групповые

занятия, фронтальные, онлайн-консультации, семинары, практикумы, мини-исследования, элективные курсы, комплексный анализ текста, зачет, олимпиады, конкурсы, турниры

Формы и методы



Продуктивные и репродуктивныеПроблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские; объяснительно-иллюстративные, собственно-репродуктивныеТрадиционные и нетрадиционныеИндивидуальные, групповые занятия, фронтальные, онлайн-консультации, семинары, практикумы, мини-исследования,

Слайд 15
Методы формирования
устной коммуникации
Все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и

сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспуты, дебаты, выступления



Сочинения разных жанров, изложения, эссе, отзывы, телекоммуникационные тексты, сообщения в СМИ, участие в творческих конкурсах



Методы формирования
письменной коммуникации

Формы и методы

Методы формированияустной коммуникацииВсе виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные

Слайд 16





Использование
современных технологий
проектно-исследовательская
Информационно-коммуникативная
технология развития критического мышления

технология дифференцированного

обучения
Использование современных технологий проектно-исследовательская Информационно-коммуникативнаятехнология  развития критического мышлениятехнология  дифференцированного  обучения

Слайд 17
Комплекс приемов
Приемы формирования и активизации отдельных

операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения (алгоритмизация, иллюстрирование, демонстрация, презентация, создание текста по речевому клише)

Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, конструирование, моделирование)


Приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, самообучения (тесты с самооценкой результата, самостоятельные работы разного назначения, самостоятельное составление алгоритма, матрицы

Приемы управления в учебном процессе межличностными отношениями(составление взаимных заданий, совместное нахождение лучшего решения, создание ситуаций совместных переживаний)

Комплекс приемов    Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения (алгоритмизация,

Слайд 18 Формирование коммуникативной компетенции возможно только на

базе лингвистической (знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом) и языковой (практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм) компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической (знания о языке и

Слайд 19
Написание рецензии;
работа с терминами;
дифференцированная работа с текстом;
Анализ комментариев учащихся к проблеме

исходного текста и создание собственного комментария;
оформление основных положений своего будущего текста в виде таблицы;

Система заданий и упражнений по подготовке к сочинению по исходному тексту (часть С)



Создание алгоритма будущего текста;
опорный конспект;
синтезированная работа над сочинением;

Написание рецензии;работа с терминами;дифференцированная работа с текстом;Анализ комментариев учащихся к проблеме исходного текста и создание собственного комментария;оформление

Слайд 20Формы и методы организации работы с текстом
• Комплексная работа с текстом;

• лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • коммуникативные и игровые ситуации.
Формы и методы организации работы с текстом• Комплексная работа с текстом;  • лингвостилистический анализ текста;

Слайд 21Поэтапная работа над тренировочными упражнениями по подготовке к сочинению по исходному

тексту (часть С)

Определение темы и основной мысли текста
Обоснование актуальности темы текста
Вычленение проблемы исходного текста
Комментирование проблемы
Определение позиции автора
Определение собственной позиции
Подбор аргументов
Оформление вступления к сочинению и концовки
Анализ написанного сочинения.

Поэтапная работа над тренировочными упражнениями по подготовке к сочинению по исходному тексту (часть С)Определение темы и основной

Слайд 22Синтезированная работа над сочинением по исходному тексту (часть С)
Коллективное обсуждение текста
Групповая

дифференцированная работа над анализом текста (с использованием на начальном этапе подготовки речевых клише)
Взаимопроверка
Синтезированная работа над сочинением по исходному тексту (часть С)Коллективное обсуждение текстаГрупповая дифференцированная работа над анализом текста (с

Слайд 23
Нормативно-
правовое


Закон РФ "Об образовании» 29.12.2012 г.; НОИ «Наша новая школа»;

Национальный проект «Образование»;
ФГОС нового поколения; Устав МОБУ «СОШ №4»;
Программа развития школы на 2013-2018 гг.

Корректировка рабочих программ с учетом индивидуального и практико-ориентированного подхода.
Программа элективного курса «Основы редактирования»
Комплекс методических, дидактических материалов.
Освоение современных технологий.
Планирование деятельности по самообразованию.

Ресурсное обеспечение проекта


Программно-
методическое

Информационное

Создание комплекта инф/методических материалов (рекомендации, памятки, публикации).
Создание банка данных проекта.
Издание методических материалов, публикация..
Формирование банка достижений учащихся.


Кадровое

Повышение квалификации через систему курсов, семинаров, планерок, мастерских, самообразования.
Изучение обобщения опыта работы педагогов.


Материально-
техническое

Оснащенность кабинета удовлетворяет требованиям проекта.
Медиаресурсы: Интернет и школьная медиатека.
Компьютер, мультимедиапроектор с экраном; лазерный принтер; VHS - DVD плеер и телевизор.

Нормативно-правовое Закон РФ

Слайд 24

Переход в режим
функционирования и анализ
опыта работы по реализации проекта


Экспериментальный


Проектировочный
1

этап. 2009-2010 гг.

2 этап. 2011-2012гг.

3 этап. 2012-2013 гг.

Этапы реализации проекта

Переход в режим функционирования и анализопыта работы по реализации проектаЭкспериментальныйПроектировочный 1 этап. 2009-2010 гг. 2 этап. 2011-2012гг.

Слайд 25Методы и средства реализации проекта
Методы теоретического исследования: изучение, отбор и

систематизация материалов, анализ учебно-методического комплекса;
методы эмпирического исследования (наблюдение);
методы экспериментального исследования (диагностический): тестирование учащихся, разработка фрагмента урока;
математический метод: анализ, обработка полученных данных.
Методы и средства реализации проекта Методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизация материалов, анализ учебно-методического комплекса;методы эмпирического

Слайд 26Когнитивный критерий

Критерии и средства диагностики
Диагностический тест, позволяющий выявить проблемы в

области орфографии, пунктуации, теории языка.
Диагностический тест, позволяющий выявить уровень сформированности языковых, лингвистических, коммуникативных умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания ЕГЭ (части С).

Характеристика уровней

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Когнитивный критерийКритерии и средства диагностики Диагностический тест, позволяющий выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.Диагностический тест,

Слайд 27





Совершенствование форм и методов работы, направленной на формирование языковых, лингвистических и

коммуникативных умений навыков у учащихся

Ожидаемые результаты

Развитие навыков самостоятельной работы, творческих способностей обучающихся

Повышение познавательной активности учащихся и овладение общеучебными умениями и ключевыми компетенциями

Рост качества знаний и уровня обученности

Повышение уровня социальной адаптации

Разработка методических рекомендаций для работы, направленной на формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся

Формирование личностных качеств

;

Совершенствование форм и методов работы, направленной на формирование языковых, лингвистических и коммуникативных умений навыков у

Слайд 28Показатели, характеризующие эффективность опыта на протяжении нескольких лет
- Положительная динамика результатов

ЕГЭ по русскому языку с 2010- 2013годы.
Количество учащихся, набравших на экзамене за 90 баллов (10 человек). Средний балл результатов ЕГЭ увеличился с 63 до 73.
- Положительная динамика количества максимальных баллов, полученных за часть С (2010 - 2013гг.) от 7 до 15 человек.
- Среди выпускников в межаттестационный период - 7 золотых и 8 серебряных медалистов, качество обучения подтверждается результатами ЕГЭ.
- Устойчивые положительные результаты обученности учащихся: при 100% абсолютной успеваемости за 4 года качественная успеваемость возросла до 65% по литературе и до 57% по русскому языку при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся.
- Ежегодно растет количество участников и победителей в олимпиадах и конкурсах (с 2009 г. по 2013 г). Из них – 2 место в регионе в 2010 г.


Показатели, характеризующие эффективность опыта на протяжении нескольких лет- Положительная динамика результатов ЕГЭ по русскому языку с 2010-

Слайд 29
Результаты работы над проектом в 2009/2013 гг


Результаты ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе

Результаты части С

Результаты работы над проектом в 2009/2013 гг

Слайд 30
Результаты работы над проектом в 2009/2013 гг


Результаты работы над проектом в 2009/2013 гг

Слайд 31

Результаты работы над проектом в

2009/2013гг
Результаты работы над проектом в 2009/2013гг

Слайд 32
Результаты работы над проектом в 2009/2013 г

Результаты работы над проектом в 2009/2013 г

Слайд 33
Результаты работы над проектом в 2009/2013гг

Результаты работы над проектом в 2009/2013гг

Слайд 34Перспективы дальнейшего развития проекта
Выполнение задач модернизации российского образования, Национальной образовательной

инициативы «Наша новая школа», федерального государственного образовательного стандарта, окружной целевой программы «Новая школа Югры: вектор развития»;
создание условий для углубления социокультурных знаний обучающихся;
создание условий для приобретения качеств, которые должен сформировать каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации в современном поликультурном мире.

Перспективы дальнейшего развития проекта Выполнение задач модернизации российского образования, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федерального государственного

Слайд 35 
 
Спасибо за внимание!

  Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть