Слайд 1
Махачкала-2018
Мультимедийная презентация
урока русского языка в 7 классе по теме:
«Употребление
причастий в речи»
Составила Алибекова Зарема Рабадановна,
учитель русского языка и литературы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
Слайд 2 Цели:
Обучающие:
выявить роль причастий в речи;
научить правильно употреблять причастия в
речи;
подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность учащихся;
развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к родному краю.
воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.
Форма урока: урок-практикум.
Основные методы: проблемный, исследовательский.
Слайд 3Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В.И. Даль.
Слайд 4I.Актуализация знаний:
создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя,
актуализировать
опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.
Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы рассмотрим выразительные возможности причастий. Мы попробуем определить роль причастий в художественном тексте, попытаемся использовать причастия для создания текста по фотографии, будем готовиться к ЕГЭ,ОГЭ и к устному экзамену по русскому языку, который у вас будет в девятом классе.
Слайд 5
Гипотеза: причастный оборот обособляется только после определяемого слова.
Слайд 6
1. Истинно дружеская помощь оказанная вовремя дорога каждому.
2. Утомленные долгой
прогулкой они пошли домой.
3. Увлеченный сюжетом книги Саша не сразу откликнулся.
II. Синтаксическая разминка
Слайд 7Образованный на речке (1) пруд (2) пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился
естественной границей двора и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
2. Слова (1) образованные от географических названий (2) часто ставят перед нами (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
3. Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без физических усилий (3) оказалась близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.
III. Задание1. Тест (подготовка к ЕГЭ)
Слайд 8
1. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
2. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
3. Там
стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
4. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
IV. Корректор.
Слайд 91. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
2.Честь и хвала
воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей
3. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
4. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
IV. Задание 2. Корректор.
Слайд 11V. Задание 3. Тест (подготовка к ЕГЭ)
Слайд 12Причастие обыкновенно избегаются в разговоре.
Мы не говорим «карета, скачущая по
мосту»,
«слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет,
который метет, заменяя выразительную краткость
причастия вялым оборотом.
А.С.Пушкин.
Слайд 14
Гипотеза: употребление причастий делает речь живой, красочной, образной.
Слайд 15 VI.Сравнение причастия и глагола.
1.Сад цветет. Вокруг – цветущий сад. Мальчик читает.
В кресле сидел читающий мальчик. Листья поблекли. На ветках деревьев еще видны последние поблекшие листья.
– Прочитайте предложения, скажите, какая часть речи указывает только на действие, а какая, кроме действия, обозначает еще и качество, состояние, определенную характеристику? Одно слово, а содержит большую информацию?
Слайд 16 Сравнение причастия и глагола.
2) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на
землю.
Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
– Замените в данных предложениях один из глаголов причастием.
– Какие предложения звучат более живописно, создают более яркий образ осени?
Слайд 17
Вывод: действительно, причастия придают нашей речи мелодику, делают нашу речь более
понятной. Кроме того, глагол указывает на "голое" действие, причастие же наряду со значением действия дает возможность полюбоваться признаком предмета. Поэтому поэты и писатели активно используют причастия в своем творчестве.
Слайд 18
Текст 1.
Замерзшие на оконных стеклах ледяные узоры окрасились в розовый нежный
цвет утренней зари. Ясное, сверкающее утро. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)
– Какую картину вы себе представляли, слушая текст?
– Что хотел сказать автор этим текстом?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Слайд 19Текст 2..
Листопад у каждого дерева свершается по-своему. Деревья одной породы, иной
раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка – очень плохой проводник тепла и вместе со снегом препятствует охлаждению почвы.
– Что вы узнали из этого текста?
– Какова авторская задача?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Слайд 20
Вывод: причастия активно используются в речи, они употребляются в книжных стилях
речи, чаще в художественном.
Слайд 22VII.Описание степи в повести "Тарас Бульба": отрывок из текста
"...Солнце выглянуло
давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Найдите в тексте причастия, выделите суффикс, укажите определяемые слова, графически обозначьте причастные обороты.
Слайд 23
Минутка отдыха
Охваченный любовью человек зарождает настоящую полноту жизни в контакте с
другим человеком.
А.П. Чехов
Улыбка — это кривизна, всё выпрямляющая.
Филлис Диллер.
Слайд 24
VIII.Творческая работа
(подготовка к устному экзамену по русскому языку)
Слайд 25
Тема 1. Семейный отдых
Опишите фотографию
Не забудьте рассказать
где и когда отдыхает
семья;
какие формы отдыха предпочитает;
что можно рассказать о каждом герое снимка;
опишите изображенных на фотографии и их эмоции.
Слайд 26IX. Домашнее задание.
1вар.. Подумайте, как можно использовать причастия в официально-деловом стиле
речи.
Придумайте несколько предложений или небольшой текст.
2вар. Напишите лингвистическое сочинение «Роль причастий в речи»
Слайд 27X. Подведение итогов и рефлексия
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я
повторил(а) … .
Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Я научился…
У меня получилось …
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Учащиеся читают получившиеся предложения.
Слайд 28Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме
«Причастие», определили роль причастий в художественном тексте.
Спасибо за работу!