Слайд 1Какие предложения мы называем сложными?
Сложными предложениями мы называем предложения.
-которые состоят из
двух или более частей;
-союзные и бессоюзные;
-союзы- что, а, но, когда, где, и, потому что…..;
-бессоюзные-соединены между собой запятой;
-при чтении выделяем интонацией;
-при письме запятой.
Слайд 2
Четырнадцатое апреля.
Классная работа.
Сложное предложение.
Слайд 3Оценочный лист.
… , когда … .
Слайд 4Задание 1.
Найти сложное предложение. Доказать, что оно сложное. Начертить схему.
«Человек потерял запятую, он стал бояться сложных предложений. Искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли».
Леонид Каневский, телеведущий.
Слайд 5Проверка.
Человек потерял запятую, он стал бояться сложных предложений.
,
Слайд 6Задание 2.
Прочитать текст. Найти сложное предложение, с союзным словом, поставить знак
препинания. Доказать, что оно сложное. Начертить схему. Назовите произведение и автора.
Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство потому что каждое письмо было безмолвным укором.
Слайд 7
Проверка.
Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, потому что каждое письмо было безмолвным укором.
, потому что
Слайд 8Задание 3.
Составь сложные предложения из частей, подбирая их по смыслу. Доказать,
что они сложные. Начертить схемы. Выполнить синтаксический разбор 2 предложения. Назвать произведение и автора.
Слайд 9Проверка.
Девочка большую часть времени проводила в постели, и мы с Валеком
развлекали её.
,и
2. Я чувствовал, что моё появление вызывает
румянец на щеках девочки.
,что
Слайд 10Задание 4.
Прочитай предложения. Найди сложное, подбери
к нему схему. Докажи, что оно
сложное. Назови
произведение и автора.
Отдымился бой вчерашний,
Высох пот, металл простыл.
От окопов пахнет пашней,
Летом мирным и простым.
, ,
, ,
Слайд 11Проверка.
Отдымился бой вчерашний,
Высох пот, металл простыл.
2.
, ,
Слайд 12Задание 5.
Работа с деформированным текстом. Найти и составить сложное предложение. Доказать,
что оно сложное. Начертить схему. Назвать произведение и автора.
когда, он, Гринька, не помнил, до машины, добежал. Человеческий, и точно, механизм, сработал, быстро.
Слайд 13Проверка.
Гринька не помнил, когда он добежал до машины.
, когда
Слайд 14Задание 6.
Прочитать предложения. В сложное предложение, подобрать и вставить
нужный союз - когда, где, как, что, и, но. Расставить знаки препинания в нём. Доказать, что оно сложное. Начертить схему. Назвать произведение и автора.
Коста проводил собаку до её поста (?) неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка. Собака подошла к воде, она села на песок. И снова застыла в своём вечном ожидании.
-Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать.
Слайд 15Проверка.
Коста проводил собаку до её поста, где
неподалёку от
воды лежала перевёрнутая лодка.
, где
Слайд 16Задание 7.
Самостоятельное оформление предложения – рассуждения.
Слайд 17Примерное предложение.
Я стремлюсь быть честным, добрым,
внимательным, и я буду
приносить людям пользу.
, и
Слайд 18Итог урока.
1. Какое предложение мы называем сложным?
2.Какие слова связывают части сложного
предложения?
3.Какие знаки препинания ставятся перед этими союзами?
4.Какие нравственные качества мы должны в себе развивать?
5. Выставление оценок за урок.
Слайд 19Домашнее задание.
1.Выписать сложное предложение из произведения Михаила Александровича Шолохова
«Судьба
человека» учебник чтения 9 класса.
2. Рассказать о каких нравственных качествах человека говориться в данном рассказе.