Презентация, доклад к открытому уроку по русскому языку в 11 классе Типы проблем

Содержание

Экологические Взаимодействие человека и окружающей среды, взаимосвязь человека и природы, глобальная экологическая катастрофа, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка.Эстетические : восприятие человеком прекрасного, восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, духовность в искусстве, чтение, роль книги

Слайд 1Типы проблем
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает

автор.
Философские : смысл жизни, познание и самопознание, свобода и ответственность, человек и история, человек и культура.
Социальные: устройство и жизнь общества, социальная справедливость и несправедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и общество.
Политические: деятельность государственной власти, политика в жизни общества, гражданское общество, демократия, международные конфликты, разоружение, терроризм, национализм, шовинизм.
Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей, эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и без духовность, честь и бесчестье, конфликт поколений.


Типы проблемПроблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.Философские : смысл жизни, познание и

Слайд 2Экологические
Взаимодействие человека и окружающей среды, взаимосвязь человека и природы, глобальная экологическая

катастрофа, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка.
Эстетические : восприятие человеком прекрасного, восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, духовность в искусстве, чтение, роль книги в жизни человека, телевидение и интернет , влияние массовой культуры на человека.
Экологические Взаимодействие человека и окружающей среды, взаимосвязь человека и природы, глобальная экологическая катастрофа, потребительское отношение к природе,

Слайд 3Алгоритм выявления проблемы.
1. Выявите основную мысль текста.
2. Запишите ее в виде

законченного предложения.
3.Опредилите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4.Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Алгоритм выявления проблемы.1. Выявите основную мысль текста.2. Запишите ее в виде законченного предложения.3.Опредилите, на какой вопрос отвечает

Слайд 4Способы формулирования проблемы.
1. Сформулировать самостоятельно можно кратко – одним словом или

словосочетанием. Подойдет конструкция «проблема + существительное(словосочетание) в родительном падеже, например:
Автор поднимает проблему совести.
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.


Способы формулирования проблемы. 1. Сформулировать самостоятельно можно кратко – одним словом или словосочетанием. Подойдет конструкция «проблема +

Слайд 5Сложные проблемы.
Вопросительные предложения:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова

проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?
Сложные проблемы. Вопросительные предложения:Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.Автор

Слайд 6Типовые конструкции( клише) для формулирования проблемы.
Проблема(какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная,

острая, нерешенная.
Проблема(чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека.
Типовые конструкции( клише) для формулирования проблемы.Проблема(какая?)Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешенная.Проблема(чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма,

Слайд 7Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему …
В центре внимания

автора проблема …
В тексте( имя и фамилия автора в родительном падеже) поднимается проблема …
Предложенный для анализа текст( имя и фамилия в родительном падеже) посвящен проблеме…
Текст ( имя и фамилия автора в родительном падеже) заставил меня задуматься над проблемой …
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой …
Как(зачем, почему?) Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Типовые конструкцииАвтор размышляет над проблемой…Автор текста затрагивает проблему …В центре внимания автора проблема …В тексте( имя и

Слайд 8Советы при выборе клише.
1.Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее

точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2.Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их ( не забывая о требовании грамматики и культуры речи).
3.Продумайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Советы при выборе клише.1.Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль

Слайд 9Типичные ошибки при формулировании проблемы
1.Непонимание проблемы. Довольно часто ученики , игнорируя

информацию текста , пытаются подогнать его под известные им проблемы . рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдаленно связаны с проблематикой текста , однако находятся за пределами внимания автора.
2. Неумение сформулировать проблему часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать алгоритмы выявления проблемы.
3.Неоправданное расширение или сужение проблемы. Чтобы избежать этой ошибки ,надо внимательно прочитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур «размытых» формулировок типа «проблема войны» , «проблема труда».
Типичные ошибки при формулировании проблемы1.Непонимание проблемы. Довольно часто ученики , игнорируя информацию текста , пытаются подогнать его

Слайд 10Подмена проблемы авторской позицией.
Проблема – это вопрос , над которым размышляет

автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос.
5. Подмена формулировки проблемы пересказом .Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста!
Подмена проблемы авторской позицией. Проблема – это вопрос , над которым размышляет автор, а позиция автора –

Слайд 11Комментарий к проблеме.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной

вами проблемы текста
Автор текста передает вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать.
Комментарий показывает, насколько глубоко вы поняли проблему текста.
Комментарий к проблеме. Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текстаАвтор текста передает

Слайд 12Два типа комментария.
1.Текстуальный – «от текста к действительности»- предполагает объяснения текста,

следование за автором в раскрытии проблемы.
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
На чьи мнения , высказывания ссылается автор? Почему?
Концептуальный – «от действительности к тексту»- предполагает, что вы , опираясь на понимание данной проблемы, даете различного рода интерпретации.
К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
Актуальна ли она в наши дни?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?



Два типа комментария. 1.Текстуальный – «от текста к действительности»- предполагает объяснения текста, следование за автором в раскрытии

Слайд 13Типовые конструкции( клише) для комментирования проблемы.
Типовой комментарий (художественный текст).
Автор раскрывает проблему

на примере случая из жизни … (взаимоотношения кого с кем).
Не случайно писатель изображает (кого, что)
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова(мысли) героя показывают, что …
Автор осуждает, одобряет поступок героя…
Типовые конструкции( клише) для комментирования проблемы. Типовой комментарий (художественный текст).Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни

Слайд 14Текстовый комментарий( публицистический стиль).
Проблема раскрывается автором на примере …
В качестве примера

автор рассматривает…
Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
Автор текста обращает внимание на…
В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
Автор доказывает, что…
Автор убежден в том ,что…
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор искренне огорчен, восхищен (чем).
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Текстовый комментарий( публицистический стиль). Проблема раскрывается автором на примере …В качестве примера автор рассматривает…Автор заставляет читателя задуматься

Слайд 15Концептуальный комментарий(публицистический текст).
Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Данная

социальная(нравственная и т.д. )проблема имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой.
Как и большинство из нас, автор считает, что…
Автор полемизирует ( с кем ).
Автор подробно рассматривает…
Автор обращает наше внимание на…
Таким образом, автор убеждает нас в том, что …
Концептуальный комментарий(публицистический текст).  Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.Данная социальная(нравственная и т.д. )проблема

Слайд 16Автор ( что делает? )
Отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на, отмечает важность,

считает, цитирует, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет,
доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Автор ( что делает? ) Отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на, отмечает важность, считает, цитирует, опирается на мнение,

Слайд 17Типичные ошибки при комментировании текста.
1. Комментарий отсутствует.
2.Комментарий не опирается на текст.

3.Комментарий подменяется пересказом.
4.Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента.
5. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулирована.

Типичные ошибки при комментировании текста. 1. Комментарий отсутствует.2.Комментарий не опирается на текст. 3.Комментарий подменяется пересказом. 4.Комментарий подменяется

Слайд 18Авторская позиция
Авторская позиция- это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор

текста.
Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Авторская позиция Авторская позиция- это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.Помните, что если проблема текста

Слайд 19Средства выражения позиции автора.
Слова – маркеры : главное, самое важное, надо,

нужно.
Главное- научиться различать, что действительно красиво, а что подделка.(В.Лакшин)
Оценочная лексика –слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный – отрицательная оценка.
Любящий человек – это великое благо. ( Е.Сикирич)
Средства выразительности. Например, риторические восклицания.
Как много во всем этом ума и чувства красоты!(Л.Андреев).
Средства выражения позиции автора. Слова – маркеры : главное, самое важное, надо, нужно.Главное- научиться различать, что действительно

Слайд 20
Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора : К сожалению,

невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто.
Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю : Так что учитесь у великих : размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора : К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном

Слайд 21Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к

выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас ( к чему )
Автор убеждает нас в том , что…
Автор осуждает (кого/ что, за что )
Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Автор считает, что…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Рассуждая над

Слайд 22Типичные ошибки при формулирование позиции автора.
В сочинении отсутствует формулировка авторской позиции.
В

тексте поднимается проблема патриотизма. Я согласен с позицией автора и в доказательство могу привести следующее.
Позиция автора формулируется слишком широко.
Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении.
Позиция автора подменяется мнением героя – рассказчика.
Типичные ошибки при формулирование позиции автора. В сочинении отсутствует формулировка авторской позиции.В тексте поднимается проблема патриотизма. Я

Слайд 23Аргументация собственной позиции.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений примеров для обоснования

какой – либо мысли перед слушателями, читателями.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса : факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, подтверждающие аргумент.
Аргументация собственной позиции. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений примеров для обоснования какой – либо мысли перед

Слайд 24Структура аргумента.
Тезис. Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного

развития.
Аргумент. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрация к аргументу. Например, среди мох друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден , что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд».
Структура аргумента.Тезис. Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.Аргумент. Действительно, порой речь «скажет» о

Слайд 25Виды аргументов
Рациональные( логические ).Реальные факты, статистика, законы природы, положение официальных документов.
Иллюстративные.

Конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры.
Ссылки на авторитет. Мнение выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнение очевидцев, общественное мнение.
Виды аргументов Рациональные( логические ).Реальные факты, статистика, законы природы, положение официальных документов.Иллюстративные. Конкретные примеры из жизни, примеры

Слайд 26Структура аргумента
Тезис. Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства

– будить в человеке чувство родины.
Логический переход. Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.
Аргумент. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А.Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина:
Если крикнет рать святая:
Микровывод. Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Структура аргумента Тезис. Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство

Слайд 27Композиция сочинения
1Вступление.
2.Формулировка проблемы.
3.Комментарий проблемы.
4.Авторская позиция.
5.Позиция «Я» пишущего сочинение.
6.Аргументы (2 + 1).
7.Заключение.

Композиция сочинения 1Вступление.2.Формулировка проблемы.3.Комментарий проблемы.4.Авторская позиция.5.Позиция «Я» пишущего сочинение.6.Аргументы (2 + 1).7.Заключение.

Слайд 28Виды вступления.
1. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
2.

Цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.
3. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Виды вступления. 1. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.2. Цитата из исходного текста, связанная

Слайд 29Виды заключения.
Обобщение основных мыслей автора. Итак, автор показал нам, что желание

спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг.
Восклицательное предложение, в том числе и риторический вопрос. Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто- либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
Призыв, обращение к читателю.
Использование цитат.

Виды заключения. Обобщение основных мыслей автора. Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть