Слайд 2
Урок-путешествие
в страну
«Имя существительное»
в 5 классе
Учитель
русского языка
и литературы
Адаманова Анифе
Эдемовна
Эпиграф к уроку:
Имя существительное – хлеб языка
Лев Успенский
Слайд 5Игра «Верное и неверное утверждение»
1. Имя существительное – это служебная часть
речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос кто? что?
2. Имя существительное изменяется по рода, числам и падежам
3. В русском языке 7 падежей
4. Существительные неряха, плакса, сладкоежка относятся к женскому роду
5. Существительные ножницы, сливки, грабли имеют только форму множественного числа
Слайд 66. В русском языке все части речи служебные
7. Морфология – это
наука о языке, которая изучает части речи
8. Существительные молоко, молодежь, дружба имеют форму и единственного, и множественного числа
9. В существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е
10. Существительные имеют 4 склонения
Камень
На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала
людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл парень. Он любил баловаться. Вот он и
подумал: «А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу?
Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень
засмеялся, побежал и забыл про свой поступок. Камень упал на дно и
закрыл жерло. Вода перестала наполнять криницу. Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные
ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня. Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Парень стало дедом. Однажды пришёл он на то
место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била
прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер
вздымает тучи пыли. «Куда ж оно всё подевалось?» - подумал дед.
Василий Сухомлинский
Слайд 11Задание
Распределите существительные в 3 столбика: 1 склонение, 2 склонение,
3 склонение.
Рейс, деталь, спортсмен, облако, салфетка, меч, карниз, душа, генерал, зеркало, вежливость, нога, паркет, терраса, дочь, солнце, трава, мать.
Слайд 13Словарная работа
Вставьте пропущенные буквы,
объясните орфограммы
М…л…ко,
(не)уч, трущ…бы, (не)нависть, плащ…м, клас…, печ…, луч…, (не)друг, а враг, кольц…, платьиц…, ш…рох, ш…колад к…р…на, любов…, корабль в…роника.
Слайд 15Работа в группах
Просклоняйте следующие слова по
падежам:
1 группа –
дружба
2 группа – соловей
3 группа – ночь
4 группа – зеркало
Слайд 17Работа с учебником
Перепишите предложение, сделайте
его синтаксический разбор. Выпишите имена
существительные
и сделайте их морфологический
разбор.
Я очень люблю собирать осенью
грибы.
Слайд 19Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе
Слайд 20Молодцы!!!
Спасибо всем за урок!!!
До свидания!!!