Русская поэзия – явление яркое и самобытное. И особое место в литературном и культурном процессе занимает серебряный век, который дал русской культуре целое созвездие ярких индивидуальностей. Из всего разнообразия направлений и течений поэзии 19 века интереснее сего символизм.
Анализируя поэтическое наследие поэтов-символистов, сопоставляя с традицией использования образа-символа в русской мифологии, можно заметить, что один и тот же образ-символ каждый поэт раскрывает по-своему, каждый вкладывает свой смысл. Поэтому один и тот же образ становится глубоким и безграничным, подчеркивая мировоззрение автора.
И так же как символисты пытались интуитивно постичь мировое единство через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий, стремились прорваться сквозь покров повседневности к «запредельной» сущности бытия, мы обратимся к древним языческим образам и представлениям славян, чтобы понять мудрость наших предков.
Я спросил у свободного
ветра,
Что мне делать, чтоб быть
молодым.
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер,
как дым!»
Поэт в стихотворении просит помощи, вдохновения у высших сил, у всемогущего божества. Обращаясь, к ветру, к морю, к солнцу, стремиться познать тайный смысл жизни.
Перун – грозное славянское божество. Он почитался производителем всех воздушных явлений: рука его управляла громом и молниями. Истукан этого божества был сделан не из одного вещества: стан был вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью через сожжение.
Перуну посвящены были целые леса и рощи, неприкосновенные для простых смертных.
Для поэтов Перун – не только создатель, самое главное божество, он наставник, источник силы, могущества. Так Бальмонт утверждает, что творит по велению Перуна, благодаря Перуну. Огонь и жар в его стихотворениях являются дарами бога Перуна.
«Огнепоклонником я прежде был когда-то,
Огнепоклонником останусь я всегда»,
- заявляет Бальмонт.
Мой взор – блестящий круг, за мною – вихри света,
Из тьмы и пламени узоры я плету.
Поэт пишет о себе как о звезде, комете, чем-то далеком, недоступном «обычным», непосвященным людям. Он ярок, необычаен, как «вспышка яркая». Он светит людям, как огонь, как солнце:
Мечте молитвенной ни в чем преграды
нет.
Единым пламенем горят душа и тело.
У поэта пламенная душа и стихи его страстны, жарки и пронзительны. Он, подобно кузнецу, кует свои стихи с помощью огня. Огонь – это символ жизни, пусть и короткой, и так же, как и солнце является источником вдохновения. Поэт горит и сверкает, как Солнце.
Солнце – «жизни податель, светлый создатель» и для Бальмонта, который восхищается солнцем, и преклоняется перед этим величественным светилом. Поэт взывает к Солнцу, просит о страсти, жаре, власти. Все, связанное с Солнцем для поэта праздник, радость, движение. А еще Солнце – это надежда, луч солнца указывает верный путь, дорогу в жизни, выход из непроглядной тьмы в иной, радостный и торжествующий мир света и красоты.
Больше всего меня заинтересовали в славянской мифологии боги жизни и смерти.
Относительно же растительной природы Жива (как Сева и Весна) изображала момент весеннего возрождения природы – зелень лугов, полей и дубрав.
Она твердит о грусти не бесцельной,
О том, что свет нас ждет за умираньем».
В стихотворении «Цветы ночи» Зинаида Гиппиус говорит о цветах, как о живых, сказочных существах, наделенных темными силами. Ночь страшна и зла, она приближает человека к смерти, то есть ночь как символ смерти. Огонь – символ жизни, тепла. С угасанием огня в камине, приходит темное время ночи, страха, безмолвия:
От стрел весны падет
Тюрьма свободных рек,
Угрюмых зим оплот, -
Больной и темный лед,
Усталый, талый снег…
И колокол поет,
Что жив мой Бог вовек,
Что Смерть сама умрет!
Оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятиями мрака (ночи) и холода (зимы). А в солнечном свете и разливаемой им теплоте предки наши видели источник всякой земной жизни; удаление этого света и теплоты и приближение нечистой силы мрака и холода убивает и жизнь, и красоту природы.
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали в то же время обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть