Слайд 1«Басня и шванк. Сходства и различия»
Автор работы:
Сальникова Алина
8 класс
МОУ гимназия
№1
г. Новоалександровск
Слайд 2Введение
Цель работы: сравнить немецкий шванк Иоганнеса Паули и басню И.А. Крылова.
Задачи:
1.
Изучить имеющуюся литературу по данной теме.
2. Определить сходство жанров.
3. Сделать сравнительный анализ басен и шванков, таких как «Ворона и Лисица» и «О глупом мужике и мошенниках».
4. Обобщить изученный материал и сделать выводы.
Объект исследования: басня И.А. Крылова и немецкий шванк Иоганнеса Паули.
Слайд 3Возникновение комического в литературе.
Феномен комического – один из древнейших в
истории культуры. Он предполагает возбуждение смеховой реакции человека, смеха. Это особый смех, вызванный интеллектуально-смысловой игрой. Шутки, остроты, высмеивание человеческих недостатков, нелепых ситуаций, безобидные обманы издревле сопровождали жизнь человека, облегчая ее тяготы и невзгоды, помогая снимать психические стрессы.
Родоначальником теоретического описания комического является Аристотель.
Слайд 4Немецкий шванк как литературный жанр.
Шванк - короткий рассказ комического содержания, иногда
со стихотворным текстом, переводится как шутка, выходка. Аналогии в литературе других стран: во французской – фаблио (история, рассказ), в итальянской – новеллино (новость).
Основное значение шванка заключается в разоблачении какого-либо человеческого или социального порока.
Тематика шванка - порок и его исправление, супружеская неверность и ее суровое осуждение, хитрость, обман, социальные противоречия между знатным и незнатным, бедным и богатым.
Действие шванка развертывается либо в реальных условиях, либо на небесах или в аду. Материалом для шванка служат комические инциденты из повседневной жизни и веселые фантастические ситуации.
Чему учит шванк? В шванках национально-культурные особенности стран изучаемого языка, помогающие глубже понять менталитет народа, уклад, быт, культуру немецких народов.
Слайд 5Анализ шванка Иоганесса Паули
«О глупом мужике о мошенниках».
Многие люди
готовы поверить чему угодно. По этому поводу расскажу вам о мужике, ведшем на рынок овцу, чтобы продать ее там. И увидели его трое мошенников и решили отобрать у него овцу, а цели своей стали добиваться следующим образом. Каждый мошенник преградил мужику дорогу и задал ему один и тот же вопрос: «Кому ты отдашь эту собаку?» И когда вопрос этот задал первый мошенник, мужик ответил: «Это не собака, а овца». А тот сказал: «Вот как, ты принимаешь эту собаку за овцу?» И точно так же протекала беседа со вторым мошенником. А когда с тем же вопросом обратился к мужику третий мошенник, мужик отшвырнул от себя овцу и в сердцах произнес: «Вот уж и собаки от овцы отличить не умею». Мошенники дождались, пока он ушел, схватили овцу и зажарили ее себе на ужин.
Слайд 6Басня как литературный жанр.
Басня - краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной
форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня близка к притче и апологу. Персонажи басни, помимо людей, — животные, растения, вещи. В конце басни содержится мораль. В ней высмеиваются пороки людей.
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп, писавший басни в прозе. В Риме — Федр.
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева.
Часто в басни присутствует комизм, часто — мотивы социальной критики.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. Образы крыловских басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия.
Слайд 7Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Начало басни открывается вступлением-моралью, предупреждением
автора:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Далее рассказывается история о вороне, где-то раздобывшей кусок сыра и собирающейся его съесть, и мы начинаем осознавать мораль, преподанную Крыловым.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
.
Слайд 8
Анализ басни И.А. Крылова
«Ворона и лисица».
Случайно пробегающая мимо лиса, учуяв
сыр, захотела отнять его, и ради этого начала расхваливать ворону и уговаривать ее спеть. Поддавшись на лесть, ворона каркнула, сыр выпал, и лиса убежала с ним.
От радости в зобу дыханье сперло,
- И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Слайд 9Сходства и различия шванка и басни.
Слайд 15Вывод:
По основному назначению шванк и басня преследуют одну и
ту же цель и раскрывают одну и ту же тему: разоблачение или высмеивание пороков человека.
Отличаясь своим происхождением (шванк – Германия, басня – Древняя Греция, Россия), эти жанры имеют различные цели обучения: басня в своем завершении несет мораль, а шванк на протяжении всего произведения – национально - культурные ценности и менталитет народа.
Слайд 16
Вывод:
Герои басни выступают животные, растение и вещи, в меньшей степени люди.
Герои шванка – обычные крестьяне, сельские бедняки, ремесленники, студенты и духовенство.
По художественно – выразительным средствам они схожи, используются художественно-выразительные средства (метафоры, фразеологизмов), юмор и комизм.
Язык изложения схож наличием разговорной речи, простотой написания и выразительностью.