Слайд 1Исследование читательской деятельности
Автор: Иванова Екатерина Константиновна
8 класс МБОУ лицей
№2 г. Мурманска
Слайд 3 «Год литературы» — проводимая в течение 2015 года комплексная государственная
программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. Год Литературы объявлен Указом президента В.В. Путина от 12 июня 2014 года.
Цель данной работы выяснить действенность объявленного в России 2015 года Годом литературы, повлиявшего на повышение читательской деятельности и изменения читательского интереса обучающихся города Мурманска в сравнении с предыдущими годами.
Слайд 4Цель работы: выявить тенденцию читательской активности юных мурманчан в связи с
объявленным Годом литературы.
Актуальность исследования заключается в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества.
Гипотеза: объявленный Правительством РФ 2015 год Годом литературы оказал существенное влияние на повышение читательской активности юных жителей города Мурманска.
Слайд 5Задачи:
1.Изучить документы, связанные с объявлением в России 2015 года Годом
литературы.
2.Изучить читательскую активность и читательский интерес в нескольких библиотеках.
3.Провести анкетирование в лицее №2 и СОШ №41.
4.Провести аналитические исследования.
5.Сделать вывод.
Слайд 6Предмет исследования: читательский интерес учащихся.
Объект исследования: совокупность деятельности государства по повышению
читательской активности подрастающего поколения.
Слайд 7 «Главная и общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно
среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут.»
Слайд 8Как вам кажется, проведение в России Года литературы увеличит число читающих?
(данные исследования ФОМ в %)
Слайд 9 «Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую
литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.»
Слайд 10Данные исследования Федерального общественного мнения в %
( из 1000
Слайд 11 Анализ анкетирования внутри лицея показал следующее:
Всего обучается в лицее -562
ученика.
В анкетировании приняли участие 474 лицеиста.
5 классы –76 уч-ся
6 классы –97 уч-ся
7 классы-70 уч-ся
8 классы-71 уч-ся
9 классы- 68 уч-ся
10 классы –45 уч-ся
11 классы – 47 уч-ся
В этом году стали читать больше – 256 лицеиста (54%)
Стали читать меньше - 96 (20%)
Столько же читают – 122 уч-ся (26 %).
Слайд 12 Ситуация в лицейской библиотеке.
Слайд 13 Ситуация в областной детской библиотеке.
При исследовании деятельности Областной Детско-Юношеской библиотеки
выяснилось, что в этом году было 250 000 посещений и выдано примерно 70 000 книг, появилось 34 000 новых читателей, что составляет примерно такое же количество, как и в прошлом году.
Слайд 14По мнению одного из руководителей областной детской библиотечной системы
Год литературы имеет
значительное влияние на юных читателей города Мурманска, так как:
1)увеличилось количество мероприятий, направленных на вовлечение юных мурманчан в процесс литературного чтения;
2)увеличилось финансирование под определенные программы, связанные с Годом литературы;
3)активизируются СМИ, информационные сайты, правительственные сайты.
Слайд 15 Детская библиотека №9 г. Мурманска:
По мнению работников Детской библиотеки
№9 г. Мурманска (ул. А.Невского), в этом году «дети читают больше, чем в прошлом, но круг чтения достаточно узок: девочки читают романы и фентези, а мальчики – фантастику, ужасы и детективы. Есть, конечно, несколько постоянных читателей, которые интересуются классической литературой не по требованию школьной программы, а по собственным предпочтениям, исходя из советов семьи. И это, конечно, радует».
Слайд 16В результате исследования электронных библиотек выявилось следующее:
В результате исследования
электронных библиотек выявилось следующее:
Одни из самых популярных книг являются:
www.2lib.ru - "Лабиринт отражений" Сергея Лукьяненко (жанр научная фантастика) - 48973 скачиваний.
Сергей Лукьяненко "Фальшивые зеркала" (научная фантастика ) -36256 скачиваний.
Перумов Ник "Алмазный меч, Деревянный меч (Книга первая)" (фентези ) -37119 скачиваний.
ru.two-books.net - "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков - лучшая книга для 408 читателей .
"Властелин колец" Джон. Р. Р. Толкин (фентези) - лучшая книга для 174 читателей.
bookz.ru - С. Лесной "Велесова книга" Античная, старинная литература, мифы, легенды (4214 оценок).
Стивен Хокинг "Черные дыры и молодые вселенные" Политика (4214 оценок).
www.litmir.co - "Убить некроманта" Далин Максим Андреевич Фентези (всего просмотров 45.4 тыс.).
На www.libok.net самыми популярными авторами стали О'Генри ( прозаик, признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки) и Носов Николай Николаевич (писатель-прозаик, драматург.
Слайд 17Анкетирование 47 шестиклассников из СОШ №41 и 47 шестиклассников лицея №2:
Слайд 19Исследования анкетирования лицеистов и учащихся показал, что наиболее популярными являются книги:
В
5-х классах- «Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо», «Кладовая солнца».
В 6-х классах: «Дубровский», «Робинзон Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Гарри Потер», «Голодные игры».
В 7-х классах: «Бегущий в лабиринте», «Виноваты звезды».
В 8-х классах: «Гарри Потер», «Виноваты звезды».
В 10-11 классах: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Евгений Онегин».
Слайд 20Таким образом, низший слой массовой культуры, активно стимулируемый и продвигаемый телевидением,
книгоизданием, периодической печатью, влияет на социализацию подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.
Слайд 21Именно подростки сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие новые
информационные технологии. Сегодня значительно меняется отношение подростков к информации в целом, и в том числе к книге, их коммуникативные привычки и поведение.
Слайд 22По результатам исследования выяснилось, что объявленный Правительством РФ 2015 Годом
литературы повысил читательскую активность подростков не за счет повышения самосознания и престижности , а за счет проведения массовых мероприятий в школах и библиотеках, появления новых книг, и чтение подрастающего поколения становится все более похожей на «модель чтения» взрослого человека: часть книг – для учебы, часть для отдыха и развлечения. Все меньше в круге чтения подростка становится литературы «для души», самовоспитания и самообразования.
Слайд 23 В начале 21 века подростки действительно читают «не то» и
«не так», как предыдущие поколения. Однако, они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек подрастающего поколения. Меняются практически все характеристики чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.
Слайд 24Дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или
компьютер, где будет расположен текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Слайд 25Социальная реклама советского периода и наших дней:
Слайд 26Призывы к чтению в советское время и в наше:
Слайд 27Социальная реклама для повышения статуса чтения у молодежи 21 века:
Слайд 28Социальная реклама для повышения статуса чтения у молодежи 21 века:
Слайд 29Чтение может играть и зачастую играет особую роль в жизни юных,
гораздо более важную, чем в жизни взрослых, поскольку является источником косвенного жизненного опыта.