Слайд 1
Урок в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ а.Кумыш имени
Муссы Батчаева»
Дотдаева Светлана Сагитовна
СИНОНИМЫ
Слайд 2Цели урока:
Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи;
формировать
умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения;
познакомить со словарями синонимов.
Задачи урока:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Слайд 3Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Слайд 5ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Что такое лексика?
Что мы называем лексическим значением слова?
Сколько лексических значений
может иметь слово?
Как называются слова, имеющие одно лексическое значение?
Как называются слова, имеющие два или более лексических значений?
Слайд 6Д.Мамин-Сибиряк
«Сказка про храброго зайца…»
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись
старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.
Слайд 8
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые
обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем, и другим.
Слайд 9Метель- пурга- буран
Жара- зной
Дорожка- тропинка
Алфавит – азбука
узкая протоптанная
полоса земли
снежная буря
перечень букв в определенном порядке
высокая температура воздуха
Слайд 11
Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Слайд 14Задача №1
Раскрыть понятие «большой» синонимическим рядом
(Подпишите под каждым прилагательным
существительное, которое может сочетаться с данным признаком)
Слайд 15Задача № 2.
Запишем несколько глаголов к общему по смыслу
глаголу «упасть»: шлепнуться, грохнуться, рухнуть.
Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Свое объяснение постройте как связный монолог.
Слайд 16Задача № 3.
В каком из глаголов наиболее сильно выразилось
требование говорящего?
Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.)
Запишите предложение с обращением, включив один из глаголов.
Слайд 17Задание 1.
Подберите подходящие по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение.
Человек
на лошади - это ... (всадник, наездник).
Предмет для измерения температуры - это ... (градусник, термометр).
- Почему в предложениях есть тире?
Слайд 18Задание 2.
Устраните речевые повторы.
По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы,
проходят легковые машины.
(Слова для справок: величаво проплывают, мчатся, едут, проносятся.)
Слайд 21Храбрый
Физиономия
Жара
Путь
Всадник
Торопиться
Двигатель
Печальный