Презентация, доклад к методической конференции на тему Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка посредством игры

Содержание

Задачи: 1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2. Рассказать о дидактических играх на уроках. 3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов. ЦЕЛЬ данной работы: показать значимость, незаменимость

Слайд 1Учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 5 Скляренко Ирина

Аркадьевна

Мастер-класс Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 5 Скляренко Ирина АркадьевнаМастер-класс Игровые технологии на уроках русского

Слайд 2Задачи: 1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2. Рассказать о дидактических играх

на уроках. 3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.

ЦЕЛЬ данной работы:
показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.

Задачи: 1.	Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2.	Рассказать о дидактических играх на уроках. 3.	Привести примеры

Слайд 3


«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых

разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
Л. С. Выготский
«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Ф.Шиллер
«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и

Слайд 4Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным

правилам система поведения или затрата энергии.

Функции игры

Познавательный интерес,
активизация деятельности

Развитие ВМ,
логического мышления,
творческих
способностей

Коммуникативная

Социализация,
толерантность

Межнациональная
коммуникация

Повышение
самооценки

Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.Функции

Слайд 5Условия использования игр на уроках:
1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока.

2) Доступность

для учащихся данного возраста.

3) Умеренность в использовании игр на уроках.
Условия использования игр на уроках:1)	Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока.2)	Доступность для учащихся данного возраста.3)	Умеренность в использовании

Слайд 6Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения

на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Выделяют следующие виды дидактических игр: 1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку

Слайд 7 Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных» (Показываются рисунки с изображениями

животных.)

За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Ползет, как черепаха.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Топает, как слон.

Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются   изображения животных»  (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Слайд 8Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные

слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы

Километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические

Слайд 9Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
-

Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Вариант текста, составленного из предложенных слов.  Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:- Ты чего звонишь?- На десятом

Слайд 10Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические

и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
 

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) 1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и

Слайд 111.Игра «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются

песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова.
Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

1.Игра «Чьё гнездо больше?»   Цель: развитие навыка словообразования. В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или

Слайд 12
Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую

схему.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.

Слайд 15Возможности использования игровых технологий:
1) Ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) Игровая организация учебного

процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Возможности использования игровых технологий:1)	Ролевые игры на уроке (инсценирование); 2)	Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок

Слайд 16Список литературы
1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский

язык», 1989 г.
2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
5. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8
6. «Русский язык в школе», 1989 г., №4
7. «Русский язык в школе», 1992 г., №5
8. «Русский язык в школе», 1993 г., №3
9. http://www.rusedu.info
10. http://www.ukazka.ru
11. http://festival.1september.ru
http://schools.keldysh.ru
13. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994.
14. Литература в школе. – 1988. - №4.
15. Литература в школе. – 1989. - №1.

16. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2006. – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление).
17. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.
19. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», 1999. – 96с.
20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с.

Список литературы1.	 П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.2.	 Л.С. Выготский. «Педагогическая

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть