Слайд 1Предложение.
Слово. Предлог.
Составила: учитель-логопед,
Небыта Наталья Рифкатовна
МБОУ «Гимназия № 91 имени
М.В.Ломоносова»
ЗАТО г. Железногорск
Слайд 2Цели:
Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и
словосочетаниях
Закрепление знания о правописании предлогов
Тренировка в назывании действий предметов
Закрепление знания норм орфографии
Развитие пространственных представлений.
Оборудование: карточки с деформированными предложениями, картинки для составления предложений, схемы предлогов.
Слайд 3
Развитие навыков
языкового анализа и синтеза.
Составьте предложения из слов (работа
на карточках)
Вязать, бабушка, варежки.
Готовить, обед, мама.
Слайд 5Бабушка вяжет варежки.
Мама готовит обед.
Слайд 15Знакомство с темой занятия.
Вы заметили, что все предложения состоят из слов.
Слова могут быть различными: длинными – экскаватор, электромонтёр и короткими –лук, сок, на, мак, в, под.
Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала?
Все ли они обозначают предметы?
Что обозначают эти слова? (В, НА – это предлоги, слова, которые служат для связи слов в предложениях)
Слайд 16СЛОВА
БОЛЬШИЕ
МАЛЕНЬКИЕ
НА
В
ПОД
ЭКСКАВАТОР
ЭЛЕКТРОМОНТЁР
Слайд 17Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях,
познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги.
Предлоги
Слайд 18Припоминание правила о правописании предлогов
Предлоги – это слова, которые служат для
связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно.
Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.
Например: в лесу – в каком лесу, в сосновом лесу.
Значит В – предлог.
Слайд 19Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.
Послушайте и постарайтесь выполнить мои
инструкции правильно:
Положите книгу на стол.
Положите карандаш на книгу.
Положите ручку под тетрадь.
Положите ручку стол.
Почему не удалось выполнить последнее задание?
Почему оно непонятно?
Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание.
Например: положите ручку на стол, под стол, в стол.
Слайд 20
Закрепление знания о правописании предлогов
Чтение логопедом сказки о предлогах.
СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ
Давным-давно
в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике.
Слайд 21Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А
предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
Слайд 22Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она
предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.
Слайд 23Развитие пространственного восприятия
Давайте рассмотрим домик. Где живут предлоги. Посмотрите, каждый из
них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (дети объясняют значение каждого предлога)
В – положение предмета внутри чего-либо
НА – предмет находится на поверхности чего-либо
ПОД – предмет находится внизу, под чем-либо
НАД – положение предмета над чем-либо
С (СО) – совместность пребывания с кем-то или с чем-то
ОТ – удаление от какого-либо предмета или объекта
К – приближение к какому-либо предмету или объекту
Слайд 24НА
ПОД
НАД
В
ЗА
ПЕРЕД
МЕЖДУ
В, СНАРУЖИ
ОКОЛО
ВВЕРХ
ЧЕРЕЗ
ЧЕРЕЗ
РЯДОМ С
ВОКРУГ
Слайд 25НА
ПОД
НАД
В
С (СО)
К
ЧЕРЕЗ
ОТ
ДО
ИЗ-ЗА
ИЗ
ИЗ-ПОД
Слайд 26ЧЕРЕЗ
ПРЕДЛОГИ
НА
ВОКРУГ
ВНУТРИ
ИЗ-ЗА
ПОД
МЕЖДУ
ИЗ
ИЗ
В
ПЕРЕД
В
НАД
ОКОЛО
Слайд 27НА
НАД
ПО
ОКОЛО
У
РЯДОМ
ВОЗЛЕ
МЕЖДУ
ПЕРЕД
В
ОТ
О
ЧЕРЕЗ
ИЗ
С
ДО
К
ОБ
ЗА
ПОД
ДЛЯ
Слайд 28Нахождение предлогов в словосочетаниях
Рассмотрите картинку и скажите,
кто где находится
по отношению к дому:
шмель ____ домом,
лошадь ____ домом,
корова _____ домом.
ЗА
ПЕРЕД
НАД
Слайд 30Физминутка
За лесом усатое море лежит, Дети показывают у себя усы
Волна за
волною по морю бежит. Бег волны изображают кистями
обеих рук
Пройдет по волнам великан-пароход. Встать на носочки и показать себя
огромным, как великан-пароход.
И каждую каплю с собой унесет. Собрать воображаемые капельки в ладошку
В конце – делаем глубокий вдох носом, на выдохе «гудим, как пароход»: Л-Л-Л…
Слайд 32Игра «Найди маленькое слово»
Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?
Логопед
раздает карточки с изображением стола и стула. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.
Образец ответа: перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выглядывает из-под стула, из-под стола, спрыгнула со стула, со стола.
Запись словосочетаний на доске и объяснение написания предлогов
Слайд 34Индивидуальная работа по карточкам
Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст,
отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках)
Дом … улице идет. … подругами и сестрами
… работу нас везет. Приходит … гости … нам.
Не … курьих ножках. Рассказы, вести новые
А … резиновых сапожках. Приносит … утрам.
(тобусав) (тазега)
Слайд 39Рефлексия деятельности помогает учащимся объективно оценивать свою работу на занятии, рационально
расходовать силы во время учебной деятельности
Одна из интересных методик — «Цветик-семицветик».
1 — лепесток настроения. Детям раздают лепестки красного, розового и бордового цвета с цифрой и задают вопрос: «Какое настроение было у тебя на занятии?»
Ответы: черный цвет — плохое, красный — хорошее, розовый — среднее.
2 — лепесток усталости.
Детям раздают лепестки оранжевого и коричневого цвета с цифрой 2 и задают вопрос:
«Устал ли ты на занятии? »
Ответы: оранжевый цвет — усталости нет, коричневый — я устал.
3 — лепесток успешности в общении. Раздают лепестки желтого и белого цвета с цифрой З.
Ответы: желтый цвет — я успешен, белый — я не был успешен.
4 — лепесток новых знаний. Раздают лепестки зелёного, салатового, тёмно-зелёного цвета.
Ответы: зеленый цвет — я узнал много нового, салатовый — я узнал мало нового, грязно-зеленый — я ничего не узнал.
5 — лепесток комфорта. Раздают лепестки голубого и бледно-голубого цвета.
Ответы: голубой цвет — мне было комфортно, бледно-голубой — я чувствовал дискомфорт.
6 — лепесток затруднений. Раздают лепестки синего и сизого цвета
Ответы: синий цвет — у меня не было затруднений, сизый — я испытывал затруднения.
7 — лепесток — моя оценка на занятии. Раздают лепестки фиолетового, сиреневого и черного цвета.
Ответы: фиолетовый цвет — хорошо, сиреневый — удовлетворительно, черный — плохо.
Слайд 40Что нового узнал?
Что понравилось?
Слайд 41
Отличная работа, ребята!
Молодцы!