Слайд 1ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»
Пимонова Татьяна Дмитриевна
студентка 31 группы
Приемы работы со
словарными словами как средство формирования первоначальных представлений о нормах русского языка
Сообщение по материалам КР
Руководитель: Марсакова Татьяна Николаевна
2015-2016 год
Слайд 2«Словарная работа – это не эпизод в жизни учителя, а систематическая,
хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка».
А.В.Текучев
Слайд 3 Учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании весьма употребляемых
слов с непроверяемыми орфограммами. Эта проблема становится актуальной в методике обучения орфографии. Актуальным является и выбор приемов запоминания непроверяемой орфограммы.
Актуальность темы:
Слайд 4Проблема исследования:
Как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка
по их освоению, чтобы она способствовала формированию представлений о грамматических нормах языка.
Слайд 5
Объект исследования: процесс формирования первоначальных представлений о нормах русского языка.
Предмет исследования:
приемы работы со словарными словами как средство формирования первоначальных представлений о нормах русского языка.
Методы исследования:
Теоретические:
• поиск информации по теме;
• отбор информации;
• планирование;
• структурирование материала;
• анализ специальной литературы;
• анализ опыта работы учителей;
Практические:
Банк приемов по запоминанию словарных слов.
Слайд 6Цель: описание приемов работы по запоминанию словарных слов.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую
и методическую литературу по данной теме; определить основные понятия исследования;
• раскрыть сущность и направления традиционных приемов работы со словарными словами в начальных классах;
• проанализировать приемы, повышающие эффективность изучения словарных слов для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка;
• проанализировать опыт учителей по данной теме.
Слайд 7Понятия:
Орфография-
1.Правописание, общепринятые правила письма (на данном языке).
2.Раздел языкознания, изучающий и
регламентирующий правила письма. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
Орфограмма - написание слова или морфемы, выбираемое из нескольких возможных (при одинаковом произношении) и соответствующее определенному орфографическому правилу.
Орфографическая грамотность- (гр. – правописание) – составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений.
Непроверяемое написание- это те которые проверить нельзя, они могут быть либо не под ударением, либо словарными.
Нормы русского языка - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики.
Слайд 8ФГОС НОО
п.12, раздел II Филология. Русский язык
Личностные результаты отражают:
• достаточный
объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты отражают:
• применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, овладение нормами речевого поведения.
Предметные результаты отражают:
• умение выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
Слайд 9Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных
действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Нормативные документы:
Слайд 10Исторический аспект:
История словарного дела в России
Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 13Психолого-педагогические аспекты:
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии,
методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Психологи Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, а также известные ученые-методисты А.М. Пешковский, А.Н. Гвоздев, Н.С. Рождественский обосновали положение, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное.
Слайд 14 В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти:
слуховая
зрительная
речедвигательная
моторная
Слайд 15Методология:
Ф.И. Буслаев
К.Д. Ушинский
Д.И. Тихомиров
Слайд 16Методический аспект:
Методика изучения словарных слов на уроке
1.Предъявление слова
2.Работа над «слуховым» образом
слов.
3.Запись слова с «окошком» (дыркой).
4. Работа над «зрительным» образом слова.
5. Запись слова в тетрадь или словарь с выделением орфограммы.
6. Подбор к слову однокоренных слов и их запись.
7. Составление со словом словосочетаний и предложений.
Слайд 17Приемы запоминания словарных слов
Метод ассоциаций
Метод проектов
Игровые приёмы
Творческая мастерская
Диктанты
Слайд 18Приемы работы с орфографическим словарем
Проверка записанных слов по словарю.
Выписывание из словаря
слов с указанной орфограммой или заданной тематической группы.
Составление собственных орфографических словариков.
Слайд 19Анализ учебников:
Автор курса Н.В. Нечаева
Слайд 20 Расширению словаря учащихся, правильному написанию и произношению слов способствует систематическая работа
со статьями из орфографического, орфоэпического, толкового, этимологического словарей, словарей иностранных слов, эпитетов, сочетаемости слов русского языка. В учебнике эта работа включена в задания, а также в рубрики: "К сведению", "Запомни", "Наш словарь", "Говори правильно".
Слайд 22 В учебнике Русский язык Т.Г. Рамзаевой введены рассуждения по грамматике и
орфографии, памятки (в сущности алгоритмы), уменьшено количество образцов выполнения упражнений, что свидетельствует о повышении уровня логической работы учащихся, их самостоятельности, уровне их познавательной активности.
Слайд 25Исследовательская деятельность на уроках русского языка:
Кл.руководитель: Бурлакова О.Г.
Класс: 3 «Б»
Слайд 27Кл.руководитель: Гетманова С.Ю.
Класс: 4 «Б»
Слайд 28Приемы запоминания:
Метод ассоциаций
Игровые приёмы
Загадки:
Щиплет щёки, щиплет нос. Но не страшен
нам… (мороз)
Если б не было его - не сказал бы ничего. (Язык)
Диктанты (картинный)
Слайд 29Вывод:
Словарная работа на уроках русского языка носит систематический характер, что способствует
развитию речи, повышению орфографической грамотности учащихся, формированию представлений о нормах литературного языка (акцентологических, произносительных, орфографических, лексических, грамматических) и остается одним из важнейших направлений методики преподавания русского языка в школе.