Слайд 2Тема занятия:
«Путешествие в Страну Вежливости»
Слайд 3
Цель:
-РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ВЕЖЛИВЫХ И ДОБРЫХ СЛОВАХ И ИХ
ПРИМЕНЕНИИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ;
-ФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПОНИМАНИЕ ВАЖНОСТИ ВЕЖЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ;
-ВОСПИТЫВАТЬ СТРЕМЛЕНИЕ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА, ПОВЫШАТЬ САМООЦЕНКУ;
-РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ;
-ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ДОБРОТЫ, ВЕЖЛИВОСТИ, ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.
Слайд 4 Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
Вежливость - одно
из важнейших качеств воспитанного человека.
До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям
Слайд 5Поэтическая разминка
1. Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…
2.
Зазеленеет старый пень
Когда услышит…
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече…
4. Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините…
5. Друг другу на прощание
Мы скажем...
Будет легче нам ехать, идти,
когда пожелают…
Слайд 7Первая область этой страны
«Слова приветствия»
Слайд 8:
Здравствуй
Доброе утро
Добрый день
ДОБРЫЙ вечер
Привет
Приветствую вас
Рад приветствовать вас
Слайд 9
Викторина.
1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться?
2.
В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться?
3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил?
4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться?
5.Люди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты?
6. Почему приветствуются правой рукой? Откуда появилось рукопожатие?
Слайд 10
Вторая область этой страны
«Слова извинения».
Извините
Простите
Я виноват
Не сердитесь на
меня
Прошу прощения и т.д.
Слайд 11.
Остановка «Сказочная»
Сказка «Вежливый кролик»
Слайд 12
Третья область страны
«Слова благодарности»
Спасибо
Благодарю
Большое спасибо
Я вам
очень признателен и т.д.
Слайд 13
Пословицы.
1. От вежливых слов язык не отсохнет.
2. Доброе слово лечит, злое
–калечит.
Слайд 14
Четвертая область называется «Слова просьбы».
Пожалуйста
Будьте добры
Будьте любезны
Я очень вас
прошу и т.д.
Слайд 15Тест «Вежлив ли я?»
1. Ты здороваешься с родителями друзей, к
которым ты приходишь в гости.
2. Ты пропускаешь вперед старших при входе в двери
3. Каждое утро ты говоришь своим домашним «С добрым утром», а перед сном «Спокойной ночи!».
4. Ты никогда не отвечаешь на грубость другого человека.
5. Ты всегда здороваешься с одноклассниками, когда входишь в класс.
6.. Ты всегда доносишь мусор до урны.
7. Если ты встречаешься с друзьями, то приходишь на встречи вовремя, не заставляя других ждать.
8. Ты уступаешь в транспорте место пожилым, мамам с маленькими детьми.
9. Ты здороваешься с соседями.
10. Ты извиняешься, если кого-то случайно толкнул.
Слайд 16А теперь посчитай, сколько баллов ты набрал:
0–8Увы. Ты совсем не вежливый человек.
Будем надеяться, что через некоторое время ты вернешься к этому тесту и на все вопросы ответишь «да, почти всегда». Совет: Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей.
9-15 В принципе, ты вежливый человек, но от случая к случаю. Тебе есть над чем работать, ведь ты общаешься уважительно далеко не со всеми. Совет: Нравится тебе человек или нет, надо стараться вести себя ровно со всеми.
16–20 Молодец! Ты очень вежливый человек. (Надеемся, что ты честно отвечала на вопросы). Ты хорошо воспитан, умеешь общаться с другими людьми, и поэтому окружающие тянутся к тебе, доверяют свои тайны. У тебя наверняка много друзей. Совет: Так держать!
Посмотри, на какие вопросы ты ответил «не всегда» или «нет» и пересмотри свое поведение. По-настоящему вежливый человек должен на все вопросы этого теста ответить «да»
Слайд 17
Пятая область называется
«Слова прощания»
До свидания
Счастливого пути
До скорой встречи
Всего хорошего
Прощай
Пока и т.д.
Слайд 18
Актуальность : В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком немодно,
что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе. Не согласившись с такой точкой зрения, мы решили провести
исследование.
Проблема: С раннего детства родители и учителя учат нас быть вежливыми. Нас заинтересовал вопрос: Что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Цель: Изучить вопрос об употреблении слов вежливости учащимися школы.
Слайд 19
Задачи:
-Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме;
-выяснить происхождение значения слов
вежливости;
-определить частотность употребление слов вежливости в речи учащихся;
-провести наблюдение, эксперимент по теме: «применение вежливых слов учащимися нашей школы»;
-выпустить буклеты «вежливые слова».
Предмет исследования: слова вежливости.
План исследования:
-изучение литературы по теме.
-Использование компьютера для получения дополнительной информации.
-Анкетирование.
-Проведение эксперимента и фиксирование результатов.
-Построение диаграмм по результатам анкетирования и эксперимента.
Слайд 21
Вопросы анкеты № 1
1. Какие вежливые слова ты знаешь?
2. Как часто
ты пользуешься вежливыми словами?
А) всегда; в) иногда забываю; г) крайне редко; д) никогда
3. Всегда ли ты здороваешься с учителями ?
а) всегда в) иногда г) редко
4. Всегда ли ты благодаришь за помощь
друзей и знакомых, говоришь спасибо?
А) всегда в) иногда забываю г) никогда
Слайд 22
Вопросы анкеты № 2
1. Знаешь ли ты историю возникновения вежливых слов?
А)
да в) не совсем г) нет
2. Что обозначает слово «Здравствуйте»?
3. Что обозначало слово «Спасибо» в древности на Руси?
4. Что обозначало слово «Пожалуйста» в XVIII веке?
5. Знаешь ли ты пословицы, поговорки про вежливые слова.
Слайд 23:
Знаешь ли ты историю возникновения вежливых слов?
«да»- 2%;
«не совсем»- 38%;
«НЕТ»- 60% .
Слайд 24
Знают значение слов:
«здравствуйте» - 66%,
«спасибо» - 44 %, «пожалуйста» -14%.
Слайд 25
Как часто ты пользуешься вежливыми словами?
«Всегда»- 40 %,
«Иногда забываю» –
52%;
«редко» – 8% ;
«никогда» – 0 %.
Слайд 26:
Всегда ли ты здороваешься с учителями?
«ДА» -64 %;
«иногда» – 28 %;
«редко»
–8 %.
Слайд 27
Выводы:
-Слова вежливости имеют богатую историю.
-Большая часть слов вежливости исконно русская, но
встречаются выражения и иноязычного происхождения.
-Слова вежливости большая часть учащихся 6-8 классов употребляют часто.
-В основном, слова вежливости употребляют при разговоре со взрослыми.
-Наиболее частотны в употреблении слова: приветствия-прощания, спасибо, пожалуйста.
-Большинство респондентов считают себя вежливыми, но не все были искренни.
-Над развитием культуры общения нужно работать.
Слайд 28
Рекомендации:
-При общении со сверстниками чаще говорить друг другу вежливые слова;
-Больше читать
художественную литературу;
-Изучить значения вежливых слов;
-Выполнять больше заданий на применение слов вежливости;
-Составлять диалоги, применяя «волшебные слова».
Слайд 30Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что больше всего понравилось?