Слайд 1Презентация к уроку:
« Грамматика: морфология и синтаксис»
Выполнила: Аржанова И.В.
Слайд 2Спишите, вставьте пропущенные орфограммы
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная пора
-
Люблю я пышное природы ув..данье,
В б..грец и золото одетые л..са…
Слайд 3Люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса…
Слайд 4Тема урока:
Грамматика: морфология и синтаксис.
Цель урока:
знать морфологические признаки и синтаксическую
роль частей речи, уметь различать и правильно употреблять их в предложении
Слайд 51. Что(то) грус-ное слыш-тся и вид-тся в опустевш-м лесу. 2. Ещё
цветут последни- цветы. 3. Зелёный стоит старый дуб и р-няет ж-луди, но уже ог-лились вершины берёз. 4. Отчетливо видны яркие краски клёнов и осин.
5. Осень - красивое время года. 6) Багря-ые и золотые листья ра-ст-лаются по земле и оживляют засыпающий лес. 7. Они шуршат под ногами, когда ты наступаеш- на них. 8. Яркие гроздья рябины украшают деревья.
9. Осенью обилие цветов, овощей, фруктов.
Слайд 6Морфологический разбор:
в опустевшем( в каком?) – причастие
Н.Ф. опустеть, опустевший
Пост.пр: невозвр; действ;
сов.вид; прош.вр;
Непост.пр: ед.ч; м.р;
Предл.падеж
5) определение
1)Засыпающий ( какой?) причастие
2) Н.Ф. засыпать, засыпающий
3)Пост.пр: невозв; действ; несов.вид; наст.вр;
Непост.пр: ед.ч; м.р;
Вин.падеж
5) определение
Слайд 7Тест
1.Что изучается в разделе «Морфология»:
А) звуки,
Б) нормы произношения,
В) слово как часть
речи,
Г) предлог,
Д) знаки препинания.
2. Выберите обязательное условие для обособления причастного оборота:
А) в середине предложения,
Б) после определяемого слова,
В) всегда,
Г) никогда.
3. Какими грамматическими признаками не обладает деепричастие:
А) возвратность, Б) переходность, В) неизменяемость,
Г) время.
Слайд 84. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении:
А) называют признак предмета,
распространяя предложение,
Б) называет признак действия, распространяя предложение,
В) называет признак предмета по действию,
Г) называет предмет.
5.Какой навык необходим при выборе безударного личного окончания глагола:
А) навык определения переходности глагола,
Б) навык определения времени глагола,
В) навык определения синтаксической роли глагола,
Г) навык определения спряжения глагола
Слайд 96.Найди ошибку:
Думающего человека:
А) причастие, признак по действию,
Б) думающий,
В) думать +
-ющ-
Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего времени,
Д) полная форма, единственное число, мужского рода, родительный падеж,
Е) человека думающего.
7.Найди ошибку
сущ. глаг. дееприч. сущ. глаг. сущ.
Небо потемнело, зажигаясь в ночи, разгорались звезды. А.Простое,
Б.Невосклицательное
В. Повествовательное
Слайд 10Ответы:
1.В
2.Б
3.Г
4.А
5.Г
6.Г
7.А
Самооценка:
0ошибок- 5баллов
1-2 ошибки – 4 балла
3-4 ошибки – 3 балла
Слайд 11С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал:
«Тот, кто не изучал
грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе».
Слайд 12Я вспомнил, что…
Мне понравилось…
Было сложно…
Нужно выучить…
Я оцениваю свою работу…
Слайд 13Домашнее задание
Стр.70, упр.183
1 уровень- 2 абзац, задания 2,4
2 уровень-
1 абзац, задания 2,4
3 уровень- все упр., задания 2,3,4