Слайд 1Туганов Махарбек Сафарович
(1881-1953)
Слайд 2Творец непрошедшего времени
Жизнь выдающегося осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова – явление
20-ого века, которое на протяжении уже многих десятилетий не перестаёт будоражить умы. И интерес к нему отнюдь не только как к выдающемуся живописцу, графику, талантливому педагогу и исследователю народного поиска и человеческого предназначения, образец гражданской требовательности к себе и стойкости и подвижника в непростых жизненных обстоятельствах.
Слайд 3Махарбек Туганов
Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый
директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.
Слайд 4М.Туганов с матерью Асият Шанаевой, дочерью этнографа Гацыра Шанаева,первого в Осетии
собирателя народных сказаний о нартах.
Махарбек Туганов родился в 16 сентября 1881 года в богатом традициями дигорском селении Дур-Дур, в доме своего деда – отставного генерала Асланбека Туганова, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым.
Отметим, что Махарбек принадлежал к знатному роду дигорских баделят. Его родителей можно считать дворянами, с поправками на осетинское своеобразие этого статуса. Ему достались обширные фамильные земли, которые он впоследствии раздал крестьянам! Семья осталась без привычных источников дохода. Сыграли роль не только личные гуманистические качества. Но и уровень образованности семьи, который можно соотнести с лучшими европейскими домами того времени.
Слайд 5Отец художника, Сафар Туганов,студент боннского университета (семидесятые годы 19-ого века)
Отец Махарбека
получил образование на факультете естественных наук в Бонне и стал первым в Осетии профессиональным ботаником и агрономом. Он пробудил сына к народному эпосу, рассказывая ему дигорские сказания.
Слайд 6Махарбек с матерью, Асиат Шанаевой и племянниками.
Заметное влияние на Махарбека оказали
и родственники по материнской линии. От матери он унаследовал глубокое знание языка, прекрасное владение словом.
Слайд 7Махарбек с сестрой.
Владикавказ
(1902-1903 гг.)
Слайд 8М.Туганов с сестрой и братом (1898 г.)
Слайд 9Реалист М.Туганов вместе с тётушкой Фатимой Шанаевой (стоит) и её подругой.
Слайд 11Реалист М.Туганов(сидит слева) вместе с товарищами. Владикавказ (1897 г.)
Первые детские творческие
зачатки, робко пробивавшие себе дорогу, были закреплены в частном пансионе Кизера и во Владикавказском реальном училище, которое Туганов закончил в 1898 году.
В 1901 году Махарбек Туганов успешно сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств и стал учеником П.Чистякова и И. Репина.
Слайд 12Петербург (1900-1902 гг.) М.Туганов среди осетин осетинской диаспоры.
Он стал учеником прославленных
мастеров живописи П.Чистякова и И. Репина. Проучился там около 2 лет и ,не закончив его, в 1903 году уезжает в Германию, в Мюнхен. Там в студии югославского художника Ашбе он продолжил своё образование. В 1907 году возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает в Баку, потом в Туркмению, позже переезжает в Цхинвали, где в 1937 г. создаёт художественное училище, организует Союз художников республики.
Слайд 13Махарбек Туганов (в левом нижнем углу) среди осетин петербургской диаспоры. Петербург
(1900-1901 гг.)
Слайд 14М.Туганов с сыном Энвером.Владикавказ. (1929 г.)
Слайд 15
М.Туганов с известными советскими актёрами Ладо Бестаевым и Васо Абаевым
Слайд 17Последняя фотография
(1951-1952 гг.)
Махарбек Туганов
Слайд 18Картины на исторические темы и портреты
Если Коста Хетагурова можно назвать первым
осетинским художником, Махарбек Туганов, очевидно, второй.
Слайд 19Портрет Батырбека Туганова (1904)
Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма.
Слайд 20Портрет Адильгирея Шанаева
(1910).
В этом парадном портрете
близкого друга отца
видны широкие мазки
импрессионизма.
Слайд 21Портрет старика Гаглоева (1933).
С академичностью покончено, техника упрощена до минимума.
Слайд 22Чермен (1928).Одна из вершин модернизма Туганова
Слайд 23Народный суд (из историко-этнографического цикла «Уходящая Осетия»
Слайд 24Собачья скала (1941).
Казнь преступника: собаке – собачья скала. Однако бытует
мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.
Слайд 25Примирение кровников (1944). На картине изображён обряд усыновления, мать убитого даёт
убийце грудь, как младенцу, тем самым он как бы становится «молочным братом», что исключает возможность вражды и кровной мести.
Слайд 26Скачки в честь умершего (1946). Разные виды скачек в честь умершего
были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать и доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с ёлочкой в руке, на которую нанизывались угощения, во время проезда они падали и их собирали односельчане.
Слайд 27Посвящение коня покойнику (1948)
Слайд 28Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том,
чтобы обеспечить умершего человека конём, который должен довести покойного по мистической дороге мёртвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением « пусть это будет твой конь», затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить «чужую» лошадь.
Слайд 30Этот танец связан с языческими верованиями осетин исполнялся вокруг поражённого молнией
человека, которого по народному поверью выбрало грозовое божество. Коста Хетагуров писал: « На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения поражённого молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если поражённый молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг поражённого и , держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьёзного внимания. Живая цепь, кружась вокруг поражённого молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай» !»
Слайд 32Портрет Сосланбека Едзиева (1949)
Известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства,
примитивизма
Слайд 33Иллюстрации к
«Сказаниям о нартах»
В монументальной картине «Пир нартов» (1948-1952) слились
воедино мастерство художника и знания учёного-исследователя. Одних только главных персонажей в картине более двух десятков. Произведение пронизано светлым, жизнеутверждающим началом, от него веет могучей, бьющей через край силой «Нартских сказаний». Это –история, быт и культура осетинского народа, которую художник воспел в красках.
«Пир нартов» – последняя работа М.Туганова.
Слайд 43Художественный музей им.М.С.Туганова во Владикавказе.
Слайд 44
Презентацию подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7
Мурадян Н.З.
Спасибо за внимание.