У С И
Выполнила Бедоева Камилла Артуровна,
ученица 9 в класса МБОУ СОШ № 34
имени Героя Советского Союза
Георгия Ивановича Хетагурова
Руководитель учитель русского языка и
литературы Кулумбегова А.К.
Слайд 2ЦЕЛЬ РАБОТЫ: познакомиться с жизнью святых –
Бориса и Глеба, Николая Чудотворца,
Сергия Радонежского.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-изучить жития перечисленных святых;
-распространять в среде сверстников данную
информацию;
-изучить доступные материалы по теме.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: жития перечисленных святых
Слайд 3Условием развития любого общества является прочная духовно-нравственная основа. Образы святых и
их наставления когда-то смогли сплотить нашу нацию. И сегодня для нас важно хранить память о великих святых, исследовать их наследие и воплощать в жизнь.
АКТУАЛЬНОСТЬ моей работы заключается в том, что примером мужества могут служить не только герои-воины, но и святые, показавшие величайший пример терпения, смирения и мученичества при жизни. Их судьбы могут быть разными, но то влияние, которое их святость может оказать на подрастающее поколение, может быть одинаковым - чтобы служить Отечеству, совсем не обязательно совершать подвиг, нужно выполнять свои обязанности, быть настоящим гражданином и любить Родину.
Слайд 4СВЯТЫЕ - мифические или исторические лица, которым
в различных религиях приписываются благочестие,
праведность, богоугодность, посредничество между Богом и людьми.
Почитание святых узаконили поместные соборы - Гангрский и Лаодикейский. Вероучение о почитании святых развивали церковные писатели (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский).
В число святых включались «мученики», «подвижники», «пострадавшие за веру», а также князья, государи…
Церковь создала жизнеописания святых - жития святых.
ЖИТИЯ СВЯТЫХ – биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Жития стали складываться в Римской империи как сказания о христианских мучениках (мартирологи).
Слайд 5В Древнюю Русь жития святых перешли с началом письменности - через
южных славян, а также в переводах с греческого языка.
Предметом культа в христианской религии являются изображения святых (иконы).
Слайд 6Христианство знает немало добродетельных жизней и героических смертей; современные христиане черпают
веру и вдохновение из историй о таких людях. В христианском календаре есть дни, посвященные отдельным святым( День Ильи Пророка, День Святой Троицы и др.)
Люди причисляются к лику святых благодаря своей святости. Святость подразумевает отказ от греха, победу над искушениями.
Со временем сложилось представление о семи смертных грехах: тщеславии, зависти, гневе, унынии, скупости, чревоугодии и расточительности.
Слайд 7Святыми на Руси почитались погибшие за веру мученики во время гонений
на христиан. Вместе со святыми, унаследованными Древней Русью с принятием христианства, были у неё и свои праведники.
Святых, почитаемых на Руси, было много. Среди этого множества были особо любимые и почитаемые: Илья Пророк, Св.Георгий(Победоносец), Николай Чудотворец, братья Борис и Глеб…
СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ
Братья Борис и Глеб - реальные исторические лица, герои рассказа «Об убиении Борисове», вошедшем в русскую летопись под 1015 годом. Борис и Глеб были сыновьями великого киевского князя Владимира, за ласковость и ясность ума прозванного «Красным Солнышком». Старший сын князя, Борис , княжил в Ростове, младшему, Глебу, достался Муром. После смерти Владимира Святославича (980 – 10150) дружина хотела посадить на престол Бориса. Святополк, сводный брат Бориса, убил и Бориса, и Глеба, надеясь силой взять отцовский престол. Народная память заклеймила его прозвищем Окаянный.
Слайд 9После погребения убитых братьев пошла молва, что у гробов их творились
чудеса: «хромым ходити, слепым прозрение». «Целебные дары», как верили в народе, давали они не только отдельным людям, но «Всей Русской земли».
Князь Ярослав добился от византийских патриархов канонизации братьев: Борис и Глеб стали первыми русскими национальными святыми, и не только русскими: их культ признали в Византии, чешском Сазавском монастыре. «Сказание о Борисе и Глебе» в 13 веке перевели на армянский язык.
Борису, когда его убил Святополк Окаянный , было 26 лет, Глебу и того меньше. Борис «ростом высок, станом тонок, лицом красив, взглядом добр, борода и усы малы, ибо молод еще», - написано в толковании иконописного подлинника. Соответственно толкованию и изображали Бориса иконописцы. Глеба, памятуя о его нежном возрасте, писали безбородым. Одевали братьев в шитые золотом княжеские одеяния.. В руках у братьев меч и крест - символы их княжеской власти и мученической смерти.
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Николай Угодник (Чудотворец) родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Как говорит житие, святитель с детства посвятил себя вере. Позднее стал священником.
После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжал церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он распо ложен в провинции Анталия
в Турции.
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после крещения Руси. Первые иконы с изображением святого появились не позже середины 11 века.
Слайд 11Святой Николай Чудотворец считается особым покровителем моряков, путешественников, так как неоднократно
спасал корабли во время самых жестоких штормов. Он целил раны и души, сеял зёрна христианской веры везде, где только мог.
Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345 – 351 годах, точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры. В 1087 году мощи святого вознамерились осквернить и разграбить турки. Чтобы спасти святыню, христиане перенесли её в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Сергий Радонежский (1314 -1392) – монах, святой, основал Троицкий монастырь.
При рождении было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание. Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал в Радонеж. Там отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя Святой Троицы. Затем он стал игуменом, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примирял между собой.
Слайд 13М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Слайд 14«Видение отроку Варфоломею», 1889-1890
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего
"Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, чтобы он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях»).
Слайд 15Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. За свою жизнь
Сергей Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.
Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают день его памяти.
Слайд 16Люди стремились приблизиться к святым, постичь их, донести до них свою
молитву. С этой целью тщательно береглась память о святых: осмысливалось все сказанное о них в Ветхом и Новом Завете, в древних, заполняющих это сказанное, повестях и апокрифах. О тех из них, кто прославился праведностью уже после распространения христианства, тщательно собирались сведения (иногда это начинали делать еще при жизни праведника), и, когда прославившийся человек после смерти канонизировался, он причислялся к лику святых, на основе этих сведений составлялось житие, помогавшее понять, в чем состояла его праведность. И, помогая этому пониманию, святые обязательно поминались, проставлялись на церковных службах.
Таким образом, в мире множество людей, по мере распространения христианства, были причислены к лику святых, так как прославились своей праведностью и считались обретшими благодать. Со временем на Руси сложился пантеон национальных святых: святителей, мучеников, преподобных, праведных. Среди них воины-князья, бояре, церковные и светские политические деятели, положившие жизнь за Родину и духовное единство народа: Александр Невский, митрополиты Алексей и Петр, Сергий Радонежский и многие другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы:
1.Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси.- М., 1970.
2.Ранович А. Как создавались жития святых.- М., 1961.
3.Янг Д. Христианство.- М., 1999, с.189-208.
4.Такташова Л.Е. Русская икона.- Владимир, 1993.
5.Барская Н.Ан. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993.
6.Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви.- М., 1989.
7.Материалы сети Интернет.