Презентация, доклад к исследовательской работе Особенности использования диалектных слов и говоров в речи жителей с. Коктюль 6 класс

Содержание

«…им присущи какое-то весёлое лукавство и ум, насмешливость и живописный способ выражаться.»А. С. Пушкин о диалектных словах

Слайд 1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО

ТЕМЕ: «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ И ГОВОРОВ В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ С. КОКТЮЛЬ»

Выполнила: Болотова Жанна,
учащаяся 6 класса.
Руководитель: Чиняева Лидия Егоровна,
учитель русского языка и литературы.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА        ПО ТЕМЕ:

Слайд 2


«…им присущи какое-то весёлое лукавство и ум, насмешливость и живописный способ

выражаться.»

А. С. Пушкин о диалектных словах
«…им присущи какое-то весёлое лукавство и ум, насмешливость и живописный способ выражаться.»А. С. Пушкин о диалектных словах

Слайд 3Цель работы:
описание лексических единиц говора нашего села и составление

«Словаря местного говора села Коктюль»




Цель работы:  описание лексических единиц говора нашего села и составление «Словаря местного говора села Коктюль»

Слайд 4Задачи:
1). Изучение теоретического материала, посвященного лексике говоров Западной Сибири;

2). сбор лексического

материала говора села Коктюль;

3). обработка собранного материала по словарям литературного языка и диалектным словарям;

4). выявление языковых особенностей говора жителей с.Коктюль;

5). составление словаря диалектных единиц, классификация их по тематической отнесенности.
Задачи:1). Изучение теоретического материала, посвященного лексике говоров Западной Сибири;2). сбор лексического материала говора села Коктюль; 3). обработка

Слайд 5Гипотеза:
В речи наших односельчан сохранились диалектные слова.
Если провести наблюдение над речью

жителей нашего села Коктюль, то можно выявить, какие диалектные слова они используют и узнать лексическое значение этих слов.




Гипотеза:В речи наших односельчан сохранились диалектные слова.Если провести наблюдение над речью жителей нашего села Коктюль, то можно

Слайд 6Методы исследования:
Исследовательский – при изучении специальной лингвистической литературы с целью ознакомления

с теоретическими аспектами рассматриваемой проблемы.

Метод интервью – беседы с жителями села и запись диалектных слов, используемых ими в речи.

Метод анализа языкового материала при составлении словаря, деления материала на тематические группы, выявление языковых особенностей говора.

Методы исследования:Исследовательский – при изучении специальной лингвистической литературы с целью ознакомления с теоретическими аспектами рассматриваемой проблемы.Метод интервью

Слайд 7
Объект исследования:

Говор жителей села Коктюль.

Объект исследования: Говор жителей села Коктюль.

Слайд 8 Предмет исследования:


Лексика говора села.

Предмет исследования:      Лексика говора села.

Слайд 9Что такое диалект? Чем диалект отличается от говора?
Диалект (греч. Dialektos – говор, наречие).

Разновидность обще- народного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной, социальной, профессиональной общностью.
 Го́вор (субдиале́кт) — это разновидность языка, используемая в общении небольшой, как правило, территориально связанной части носителей данного языка. Говор связан с языком, вариантом которого он является, основными элементами структуры, но отличается от него некоторыми специфическими чертами на разных уровнях языковой структуры. Группа сходных, но имеющих частные различия говоров объединяется в диалект.
( Из Википедии)
Что такое диалект? Чем диалект отличается от говора?Диалект (греч. Dialektos – говор, наречие). Разновидность обще- народного языка, употребляемая сравнительно

Слайд 10Место рождения информантов

Место рождения информантов

Слайд 11Образование информантов

Образование информантов

Слайд 12Возраст информантов

Возраст информантов

Слайд 13Беседы с жителями села: В гостях у Анны Андреевны Афанасьевой


Беседы с жителями села: В гостях у Анны Андреевны Афанасьевой

Слайд 14Визит к Валентине Михайловне Михайловой




Визит к Валентине Михайловне Михайловой

Слайд 15Беседа со старейшей жительницей села Лидией Владимировной Игнатьевой.




Беседа со старейшей жительницей села Лидией Владимировной Игнатьевой.

Слайд 16ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОВОРА ЖИТЕЛЕЙ С. КОКТЮЛЬ

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОВОРА ЖИТЕЛЕЙ С. КОКТЮЛЬ

Слайд 17Изученная литература:
Андюсев Б.Е. «Мир старожилов Сибири: быт, культура, традиции» (http//andjusev.narod.ru).
Даль

В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Терра,1995.
Коготкова Т. С. Русская диалектная лексикология. М , 1979.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
Федоров А.И. Русский язык в Сибири. (Вопросы языкознания. - М., 1982. - № 2. - С. 81-89).
http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/krasivaja_i_pravilnaja_rech/a_kak_u_vas_govorjat_ili_zanimatelnaja_dialektologija/126 - А как у вас говорят или занимательная диалектология.
Изученная литература:Андюсев Б.Е. «Мир старожилов Сибири: быт, культура, традиции» (http//andjusev.narod.ru). Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка:

Слайд 18Толковые словари русского языка:

Толковые словари  русского языка:

Слайд 19В состав Словаря вошли следующие тематические разряды лексики:
1. Лексика, характеризующая

человека.
2. Сельскохозяйственная лексика.
3. Лексика природы, природных явлений.
4. Лексика, обозначающая жилища, хозяйственные постройки, домашнюю утварь.
5. Лексика одежды, обуви.
6. Лексика, обозначающая питание.
В состав Словаря вошли следующие тематические разряды лексики: 1. Лексика, характеризующая человека.2. Сельскохозяйственная лексика.3. Лексика природы, природных

Слайд 20Вывод:
Итак, цель моей исследовательской работы - описание лексических единиц говора

нашего села и составление «Словаря местного говора села Коктюль» - достигнута. Для достижения этих целей требовалось решить указанные во введении задачи. Мною была изучена научная литература по заявленной проблеме, выявлены достаточно большое количество диалектных слов и говоров, которые были проанализированы по словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова.
Кроме того, были сделаны следующие выводы:
- Диалектная речь исчезает из современного русского языка; носители этой речи редки, единичны, находятся в преклонном возрасте.
- Необходимо привлекать школьников к изучению научных работ по данной теме, потому что исчезающие диалектные слова и говоры учат живой истории народа, знакомят с «перлами» родного языка, дают почувствовать этническую общность русских сибиряков.
Вывод: Итак, цель моей исследовательской работы - описание лексических единиц говора нашего села и составление «Словаря местного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть