Слайд 1
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО
ТЕМЕ:
«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ И ГОВОРОВ
В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ С. КОКТЮЛЬ»
Выполнила: Болотова Жанна,
учащаяся 6 класса.
Руководитель: Чиняева Лидия Егоровна,
учитель русского языка и литературы.
Слайд 2
«…им присущи какое-то весёлое лукавство и ум, насмешливость и живописный способ
выражаться.»
А. С. Пушкин о диалектных словах
Слайд 3Цель работы:
описание лексических единиц говора нашего села и составление
«Словаря местного говора села Коктюль»
Слайд 4Задачи:
1). Изучение теоретического материала, посвященного лексике говоров Западной Сибири;
2). сбор лексического
материала говора села Коктюль;
3). обработка собранного материала по словарям литературного языка и диалектным словарям;
4). выявление языковых особенностей говора жителей с.Коктюль;
5). составление словаря диалектных единиц, классификация их по тематической отнесенности.
Слайд 5Гипотеза:
В речи наших односельчан сохранились диалектные слова.
Если провести наблюдение над речью
жителей нашего села Коктюль, то можно выявить, какие диалектные слова они используют и узнать лексическое значение этих слов.
Слайд 6Методы исследования:
Исследовательский – при изучении специальной лингвистической литературы с целью ознакомления
с теоретическими аспектами рассматриваемой проблемы.
Метод интервью – беседы с жителями села и запись диалектных слов, используемых ими в речи.
Метод анализа языкового материала при составлении словаря, деления материала на тематические группы, выявление языковых особенностей говора.
Слайд 7
Объект исследования:
Говор жителей села Коктюль.
Слайд 8
Предмет исследования:
Лексика говора села.
Слайд 9Что такое диалект? Чем диалект отличается от говора?
Диалект (греч. Dialektos – говор, наречие).
Разновидность обще- народного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной, социальной, профессиональной общностью.
Го́вор (субдиале́кт) — это разновидность языка, используемая в общении небольшой, как правило, территориально связанной части носителей данного языка. Говор связан с языком, вариантом которого он является, основными элементами структуры, но отличается от него некоторыми специфическими чертами на разных уровнях языковой структуры. Группа сходных, но имеющих частные различия говоров объединяется в диалект.
( Из Википедии)
Слайд 13Беседы с жителями села:
В гостях у Анны Андреевны Афанасьевой
Слайд 14Визит к Валентине Михайловне Михайловой
Слайд 15Беседа со старейшей жительницей села Лидией Владимировной Игнатьевой.
Слайд 16ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОВОРА ЖИТЕЛЕЙ С. КОКТЮЛЬ
Слайд 17Изученная литература:
Андюсев Б.Е. «Мир старожилов Сибири: быт, культура, традиции» (http//andjusev.narod.ru).
Даль
В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Терра,1995.
Коготкова Т. С. Русская диалектная лексикология. М , 1979.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
Федоров А.И. Русский язык в Сибири. (Вопросы языкознания. - М., 1982. - № 2. - С. 81-89).
http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/krasivaja_i_pravilnaja_rech/a_kak_u_vas_govorjat_ili_zanimatelnaja_dialektologija/126 - А как у вас говорят или занимательная диалектология.
Слайд 18Толковые словари
русского языка:
Слайд 19В состав Словаря вошли следующие тематические разряды лексики:
1. Лексика, характеризующая
человека.
2. Сельскохозяйственная лексика.
3. Лексика природы, природных явлений.
4. Лексика, обозначающая жилища, хозяйственные постройки, домашнюю утварь.
5. Лексика одежды, обуви.
6. Лексика, обозначающая питание.
Слайд 20Вывод:
Итак, цель моей исследовательской работы - описание лексических единиц говора
нашего села и составление «Словаря местного говора села Коктюль» - достигнута. Для достижения этих целей требовалось решить указанные во введении задачи. Мною была изучена научная литература по заявленной проблеме, выявлены достаточно большое количество диалектных слов и говоров, которые были проанализированы по словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова.
Кроме того, были сделаны следующие выводы:
- Диалектная речь исчезает из современного русского языка; носители этой речи редки, единичны, находятся в преклонном возрасте.
- Необходимо привлекать школьников к изучению научных работ по данной теме, потому что исчезающие диалектные слова и говоры учат живой истории народа, знакомят с «перлами» родного языка, дают почувствовать этническую общность русских сибиряков.