Слайд 1
Мир прозвищ жителей села Второй Лескен
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ с.п. Второй Лескен
Кумахова
Замира Безруковна.
Слайд 2
Онома́стика (от греч. onomastik — искусство давать имена) — раздел лингвистики,
изучающий собственные имена, историю их возникновения.
АНТРОПОНИМИКА (греч. anthropos -"человек" + ynyma -"имя"), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное (Иван, Мария / Марья, Ваня, Маня); отчество (Иванович / Иваныч, Савельевич / Савельич, Ивановна / Иванна); фамилия (Иванов, Ивановский, Ивановских); прозвище (Хомяк, Кувшинное Рыло, Тетя Лошадь, Косолапый); псевдоним (Иегудиил Хламида – М.Горький, Казак Луганский – В.Даль); клички (Коняга, Коба).
Слайд 3Актуальность темы:
Прозвища широко распространены среди населения, однако их происхождение, особенности мало
изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка.
Исследования прозвищ позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное рядом с собой.
Работа по теме позволяет выяснить отношение людей к прозвищам, а, следовательно, возможность выявить проблемы, возникающие в процессе общения людей при употреблении прозвищ.
Слайд 4 Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ
и особенности их происхождения у жителей села, проанализировать их отношение к прозвищам.
Слайд 5Задачи:
Ознакомиться с литературой по ономастике и антропонимике;
Провести анкетирование с целью изучения
особенностей прозвищ;
Составить картотеку прозвищ жителей села;
Сгруппировать прозвища в соответствии с их происхождением;
Выявить, все ли в подростковом периоде имеют прозвища;
Выяснить причины возникновения прозвищ;
Проанализировать отношение жителей к прозвищам.
Слайд 6 Что такое прозвище?
Прозвище – название, данное человеку
по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
С.И.Ожегов
Слайд 7Семантика и происхождение прозвищ
Слайд 8Анкета
Есть ли у вас прозвище?
Назовите своё прозвище.
Когда оно у вас появилось?
Кто дал вам прозвище?
В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)
Считаете ли вы его обидным?
Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?
Слайд 9Анализ практической деятельности
Опрос учащихся с 5 - 11 классы.
Всего опрошено 100 человек.
Слайд 10 1. Образованные от фамилий или от личных имен носителей
( прозвища, сложенные в рифму с личным именем)
Джэду, Бажэ, Пщыук1,Ахъай, Балъкъэр, Масей , Мэчанэ ,Джэдзау и т.д.
: Астёма,Астик (Астемир), Шома (Ашамаз), Тамик (Тамерлан), Кантик (Кантемир), Мурик (Мурат), Мада ( Магомед) , Казик (Казбек),Эда (Эдвард) Мили (Милана), Сяма(Ислам),Зуля (Зулета), Фатя , Тима(Фатима) и т.д.
Слайд 11 2. По внешним признакам человека
3. По
особенностям характера, поведения
Ф1ыц1э, Къарэ (по смуглому цвету лица), К1ыхь (высокий по росту),Нэкъулэн(кареглазый), Нэк1ут1э (у кого пухлые щечки) Белоснежка , Дюймовочка и т.д.
Япэнэс,Нету,Щак1уэ, Тхьэк1умэ, Щхьэпщтыр , Щхьэуае
Слайд 124. Уменьшительно-ласкательные прозвища
Сашка, Джони, Милашка, Ляца,Гуащэ,Залик,Тимошка,Зайка, Ласточка, Шырэ, Сифошка,Кнопочка,Сипсэчкэ , Бека
и т.д
Слайд 13Возникновение прозвищ
По фамилиям
или от личных имен
носителей
31
По внешнему
виду
18
По характеру,
Слайд 14Семантика и происхождение прозвищ.
1) прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ:
2) прозвища,
образованные от личных имён носителей прозвищ
3) прозвища, связанные с особенностями внешности человека
4) прозвища, связанные с возрастом человека
5) прозвища, связанные с особенностями характера, поведения, привычкам человека
6) прозвища, в основу которых положены поступки, а также какие-то события в жизни человека
7) прозвища, связанные с национальностью человека
8) прозвища уменьшительно – ласкательные
9) прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища
Слайд 18Как относиться к прозвищам?
Мне кажется, что прозвище ставит человека на определённый
уровень отношений для тех, кто его называет… Если бы все дети были порядочными, ответственными и хорошо воспитанными, то ничего этого бы не было.
Прозвища в школе должны восприниматься спокойно. Это закономерность – человек, кроме имени и фамилии, должен иметь прозвище. Придумывание прозвищ – особый талант. Придумывать прозвища могут только творческие люди, а их в нашей школе МНОГО!!!
Высмеять другого человека пытаются те, у кого своих недостатков немало. Тем самым они как бы компенсируют в себе эти недостатки… Идеальных людей не бывает. Но, позволяя оскорблять себя другим людям, мы теряем уверенность в себе.
(Из ответов респондентов)
Слайд 19Результаты работы:
Собрали и изучили литературу по теме;
Выяснили причины возникновения прозвищ;
Составили картотеку
школьных
прозвищ.
Слайд 20 Выражается сильно российский народ, и если наградит кого
словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света … ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица.
Н.В.Гоголь
( поэма «Мёртвые души», часть1, гл. 5.)