Слайд 1.
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского
края
Как живёшь, конфетка?
Пугачёва Диана Евгеньевна
ученица 8 класса
руководитель :
Квак Марина Алексеевна
учитель русского языка и литературы.
Районная научно- практическая конференция учащихся.
Секция : филология.
Воздвиженка 2013
Слайд 2
План
i.Введение. Обоснование темы.
II.Название- лицо конфетки.
1 Из истории появления конфет
2. Из
истории появления конфетных названий.
3.Тематика конфетных названий.
4.Имена собственные , созданные на базе иностранных языков.
5. Грамматические формы конфетных названий.
6. Словообразовательные модели конфетных названий.
7.Синтаксическая структура названий конфет.
8.Художественные средства выразительности в названиях конфет.
4 Социологический опрос.
III.Заключение. Сладкая жизнь конфетки.
Слайд 3Объект исследования –
имена собственные в ономастике.
Слайд 4Предмет исследования – названия конфет России и Казахстана.
Слайд 5Цель исследовательской работы – изучить историю появления конфет и их названий,
дать языковую характеристику названий конфет.
Слайд 6Задачи исследования:
- собрать названия конфет, употребляемые в нашей местности;
- изучить историю
появления названий конфет
в разные периоды жизни общества;
- классифицировать собранные названия по нескольким группам;
- проанализировать отношение к названию конфет со стороны разных слоёв населения.
- ознакомиться со специальной литературой;
- посетить различные интернет – сайты, посвященные этой теме.
Слайд 7 Гипотеза работы:
1 . На выбор названий конфет влияет культурный
фон (литература, кино, мультипликация), общекультурные традиции.
2. Ономастика, как и весь язык- явление развивающееся.
3. Образование конфетных названий происходит на основе общих словообразовательных моделей в системе образования слов в русском языке.
4. В названиях конфет наблюдаются синтаксические особенности построения словосочетаний и предложений.
Слайд 8Новизна работы:
1 Исследование мира конфет нашего района.
2 Обработка статистических данных социологического
опроса ранее не изучавшихся.
Слайд 9. Методы:
- сбор информации;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- исследование;
- наблюдение
Слайд 10Источники исследования:
- респонденты;
- социологический опрос.
Слайд 11Актуальность работы:
Ономастика конфетных названий изучена в настоящее время в малой степени.
Названия очень быстро сменяются , появляются другие, и поэтому очень важно успеть собрать их и изучить их происхождение.
Слайд 12 Этапы исследования:
- выбор темы,
- определение целей и задач,
- сбор
материала,
- проведение наблюдений,
- оформление работы,
- подведение итогов
Слайд 13
1.Из истории конфет.
Конфеты существуют с древнейших времён у разных народов
мира. Само слово «конфета» в переводе
с латыни обозначает «приготовленное снадобье».
Слайд 142. Из истории конфетных названий.
Слайд 17
1. Фрукты: «Лимонные», «Лимончик», «Цитрон», «Апельсиновые», «Грушевые», «Груша», «Яблоко», «Банан», «Мандарин»,
«Крымское яблоко».
Слайд 18 2.Ягоды:
«Слива», «Дыня»,«Барбарис», «Малина», «Виктория», «Вишня»,
«Клубника со сливками»,
«Сестрички-клубнички» ,
«Чернослив в шоколаде», «Чернослив»
,
Слайд 19
3. Животные:
«Мишка на севере», «Плюшевый мишка», «Мишка», «Кокосовый Мишка», «Белочка», «Бычок
Паша», «Золотой теленок», «Зебра», «Зайка-знайка», «Самойловская белочка», «Золотой олень», »Серебристый олень»
Слайд 20
4. Птицы, насекомые:
«Буревестник», «Ласточка»,
«Полет Ласточки», «Череда ласточки», «Ласточкино гнездо»,
«Голубкина
весточка»,
«Гусиные лапки», «Бешеная пчелка», «Белый Лёвушка», «Лёвушка»,
«Птица счастья», «Лебяжья поляна», «Сорока-белобока».
Слайд 215. Цветы, растения :
«Ромашка», «Гвоздика», «Резеда», «Одуванчик», «Василёк», «Фея сирени», «Красный
мак».
Слайд 226.По названию литературных героев и произведений:
«Гуливер», «Красная шапочка», «Буратино», «Золотой ключик»,
« Сказки Свифта», «Фея».
Слайд 23
7. Географические названия и зоны:
«Кара-кум», «Пустыня»,
« Парижель»,
«Конфеты Бабаевские»,
«Парижские тайны».
Слайд 24
8. Орехи:
«Миндаль Иванович»,
«Ласковый орех»,
«Тропический фундук»,
«Орешек в шоколаде»,
«Ореховые».ндаль
в шоколадной глазури», «Фундук Петрович».
Слайд 259. Имена собственные имена:
«Настёна-сластёна»,
« Барбариски для Лариски»,
« Апельсинки для
Иринки», «Доменик», «Джин Билл».
Слайд 26
10. Предметы домашнего обихода, мебель:
«Туесок», «Сундук»,«Зонтик», «Фигурный шоколад бочка»,
«Флюгель».
Слайд 27 11. Грибы:
«Трюфели»,
«Трюфель молочный», «Трюфель классико», «Трюфель шоколадный».
Слайд 28
12. Герои мультфильма и детских телепередач:«Степашка»,« Маша и Медведь», «Винни-пух»,
«Храбрая
сердцем».
Слайд 294.Имена собственные, созданные на базе иностранных языков.
Слайд 30
5.Грамматические формы конфетных названий.
Слайд 31
6. Синтаксическая структура названий конфет.
Слайд 32
Согласование :
«Птичье молоко» «Крымское яблоко», « Детский сувенир», Ласточкино гнездо»,
«Белый лёвушка», «Кокосовый мишка», «Лебяжья поляна», Хрустящее лакомство», «Японский сад», «Ананасный каприз», «Королевский шарм», «Мишка косолапый», «Коровка любимая», «Лесной олень», «Творожные конфетки».
Слайд 33
- управление :
«Гостинчик от белочки»,»Царство Нептуна», «Муза для двоих», «Нуга
с ананасом», «Чернослив в шоколаде», Шоконатка с арахисом», «Легенды Жигулей», «Орешки в шоколаде», «Классика вкуса», «Облачка из молочка»,«Клюква в сахаре»
Слайд 34
приложения
«Настёна- сластёна»,
«Сестрички-клубнички»,
«Сорока-белобока»,
«Зайка-знайка».
Слайд 35
Предложение:
«Девчонкам и мальчишкам»,
«Детям».
Слайд 36
полные предложения
«Кто сказал «Му»?
Слайд 37
7. Словообразовательные модели названий конфет.
1.Суффиксация:
- ик - : «Золотой ключик»
-иц- «Первоклассница»,
«Нежница крылатая», «Путаница»
-ов-«Апельсиновые», «Ореховые»
-н- «Лимонные», «Школьные», «Халвичные»
-очк- «Красная шапочка»
-ев- «Грушевые», «Плюшевый мишка»
-ен-«Настёна-сластёна»
-ок- «Снежок»
-ик - : «Снопик»
-чик- : «Одуванчик», «Сладуванчик», «Турончики»
- очк- : «Белочка», «Милочка»
- ушк- : «Лёвушка», «Лебёдушка», «Коровушка-бурёнушка»
-к - : «Мечталки», «Пчёлка», «Зайка-знайка», «Незнайка», «Хрумка», «Белая дымка»
- ёнок - : «Золотой телёнок
Слайд 38
2. Сложение:
- корней: «Сорока-белобока», «Чернослив Михалыч», «Форсмажор», «Халва-азбука»
- сложение с усечением:
«Му–му».
Слайд 39
8. Художественные средства выразительности в названии конфет.
Эпитет
«Ласковый орех», «Серебристый
олень», «Золотой олень» , «Тёмная ночь», «Райское яблочко», «Белая дымка», «Весёлая сосулька».
Слайд 409.Социологический опрос.
Цель:
выяснить отношение людей к названиям конфет.
Слайд 41
III. Заключение. Сладкая жизнь конфетки.