Слайд 2 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Слайд 4 Команды:
«Лингвисты»
«Русоведы»
«Филологи»
Слайд 5Правила игры
В игре участвует три команды. Они соревнуются друг
с другом за количество верных ответов. Ведущий задает 15 вопросов + 2 вопроса для конкурса “Черный ящик”+ 3 видеовопроса. Ответы даются в письменном виде. Ведущий задает вопрос. Дается 1 минута на обсуждение. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл.
Слайд 7Люблю тебя, русский язык!
Великое русское слово!
В нем вижу я Пушкина лик,
В
нем вижу я лик Толстого.
Слайд 8
Из чего изготовлен на самом деле
«Медный всадник» ?
-Бронза
-Медь
-Чугун
Слайд 9
Ме́дный вса́дник — памятник
Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге Является самым первым памятником в
Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Слайд 10 Палиндром(перевёртыш)- текст, одинаково читающийся в обоих направлениях. Кто автор
палиндрома
«А роза упала на лапу Азора»?
Слайд 11Известная фраза-палиндром, написана Афанасием Фетом.
Слайд 12 Он зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова ,стихами о
войне 1812 года, печатавшимися в журнале А. С. Пушкина "Современник".
Назовите ЕГО.
Слайд 14Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие –
и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером…»
( И.А.Гончаров).
О каком произведении идет речь и кто его автор?
Слайд 15Л.Н.Толстой,
роман-эпопея "Война и мир"
Слайд 16
В строке «Шёпот, робкое дыханье,/Трели соловья,/Серебро и колыханье /Сонного
ручья…» использовано повторение однородных согласных звуков. Назовите это фонетическое средство.
Слайд 17 Аллитерация- приём звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных
по звучанию согласных звуков.
Слайд 18 Укажите название литературного направления, которое достигло своего расцвета во
второй половине XIX века и ярким образцом которого является роман «Отцы и дети».
Слайд 19 Творчество И. С. Тургенева развивалось в русле реализма. Реализм
— стиль и метод в искусстве и литературе, согласно которому предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Слайд 20 «Быть знаменитым некрасиво», «Цель творчества — самоотдача». Как называются такие
лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод?
Слайд 21 Такие изречения называются афоризмами или крылатыми выражениями. Афоризм —
это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Слайд 22 Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском
стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать….
Слайд 23 Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания
человека, проникнутые настроением грусти.
Слайд 24 Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие?
Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.
Слайд 27 В романе А.С.Пушкина есть такие стоки:
«…Везде поспеть немудрено.
Покамест
в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…»
А что такое боливар? Назовите предмет, который лежит в чёрном ящике.
Слайд 28разновидность широкополой шляпы-цилиндра, названной по имени Симона Боли́вара.
Имплантат
Именно так, а не иначе пишется это слово [лат. implantat] – медицинский термин, означающий вживляемый в организм зародыш, орган или ткань. Написание и произношение этого слова со вставным н – имплантант – очень распространенная на сегодня ошибка (ср.: на 22.09.2001 поисковые системы Интернета отмечают в среднем 5800 таких написаний).
Слайд 32Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нем говорят и якут,
и калмык,
И те, кто живет на Памире.
За то, что красив и могуч,
За то, что как солнечный луч,
Люблю тебя, русский язык!
Слайд 33 Есть такие фразеологические обороты в русском языке: пуганая ворона
и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?
Слайд 34 Оба фразеологизма употребляются по отношению к людям, прошедшим через
определённые жизненные испытания. Однако один человек в результате стал боязливым и осторожным (пуганая ворона), а другой – опытным и закалённым (стреляный воробей).
Слайд 35 Есть такая пословица: «Не было ни гроша, да вдруг
алтын». Во сколько раз увеличилось состояние , о котором идёт речь?
Слайд 36 Грош соответствовал в 19 веке половине копейки, а алтын-3
копейкам. Состояние увеличилось в 6 раз.
Слайд 37Какой частью речи является словоформа
ВЫШЕ в примерах:
1.Колокольня выше церкви.
2.Колокольня расположена
выше церкви.
Слайд 381.Колокольня (какова?) выше церкви.
прилагательное в сравнительной степени
2.Колокольня расположена (как?)выше церкви. наречие
Слайд 39 Какой частью речи является слово СТОИТ в предложениях типа
СТОИТ ЕМУ НАХМУРИТЬ БРОВИ, КАК ВСЕ ЗАМОЛКАЮТ?
Слайд 40 Слово стόит в данном контексте не связано со значением
глагола стоить, оно имеет здесь значение «как только» (ср.: Как только он нахмурит брови, все замолкают). Как только – служебное слово, союз. Но считать стόит в данном употреблении союзом не позволяет то, что оно имеет две временные формы: настоящего и прошедшего времени (ср.: Стоило ему нахмурить брови…). Поэтому стόит в указанном случае – это глагол в особом (служебном) значении.
Слайд 41М. ДУДИН ГОВОРИЛ О НЁМ:
Ты - тверд и гибок, нежен и
силён,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лен,
Загадка тьмы и откровенье света.
Из тьмы времен ты выбился на свет,
Сквозь стены отчужденья прорастая.
И обрела в твоей судьбе привет
И почву жизни истина простая.
НАЗОВИТЕ ЕГО.
Слайд 44 «Отцы и дети» И.С.Тургенев
Павел Петрович «страдал» англоманией.
Его так изображает автор: «человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют». Приветствуя Аркадия после долгой разлуки, он поцеловал племянника, только когда «совершил предварительно европейское «shake hands» - «рукопожатие». Читал Павел Петрович «всё больше по-английски; он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…»
А что напоминал предмет, который был в кабинете Павла Петровича и объяснял его национальную принадлежность? Назовите предмет, находящийся в чёрном ящике.
Слайд 48 Язык я русский буду прославлять,
Доколе моя Родина – Россия!
И
всем хочу сегодня пожелать,
Чтобы родной язык дарил вам силы!
Как он многообразен, чист, велик!
И гении свои труды на нем творили!
Наш русский удивительный язык –
Богатство, достояние России!
Слайд 49 Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния
и волшебства.
Слайд 50 Это живая память народа, его душа, его достояние. Мы
любим свой родной язык и хотим, чтобы он жил и развивался. Вам – беречь и сохранять родной язык! Вам – передавать его будущим поколениям!