Слайд 10Тема Ге – не смятение, не оттенки чувств, пробужденных роковым пророчеством.
2. Тема Ге – столкновение, конфликт; он находит удивительно экономную композицию. 3. Ге ломал традиции.4. Он словно вошел в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал этот эпизод до него. 5. Роковые слова не только произнесены, они уже пройденный шаг. 6. Совершается роковое действие. 7. Происходит молчаливое столкновение. 8. Следующий шаг – разрыв. 9. События разворачиваются стремительно. 10. Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли? 11. Важно, что мы ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг.12. Через час, когда придут арестовывать Христа, апостолы разбегутся со страху. 13. Ге не разворачивает спектра чувств, отношения к событию, он как бы выхватывает лишь два крайних цвета: красный и фиолетовый; точнее, пожалуй, инфракрасный и ультрафиолетовый. 14. Группа апостолов замкнута слева и справа двумя ярко освещенными, выдвинутыми вперед фигурами. 15. Это Иоанн, ученик, которого любил Иисус, и Петр, едва ли не первый, пошедший за Христом. 16. Остальные между ними. 17. На картине Ге Иуда опять отдельно, к тому же окутан тенью.18. Но в этом “повторении пройденного” заключено зерно нового.19. Чистая полоса, отделившая Иуду ото всех, с кем он был еще минуту назад, подчеркивает духовный характер, неизбежность и окончательность разрыва. 20.То же самое утверждают и главные герои.21. Страстный порыв Иоанна и Петра оттеняет внешнее спокойствие Христа и Иуды, спокойствие, рожденное глубоким сознанием того, что ничего изменить, ничего возвратить невозможно. 22. Все уже кончено для ушедшего в свою скорбную думу Христа, и все кончено для уходящего прочь Иуды. 23. Взгляните, как Иуда накидывает на себя одежду! 24. Его жест откровенен. 25. Его вскинутые руки, словно крылья, темны. 26. Он еще думает о полете. 27. Он еще думает, что идет своим путем. 28. Он пока не осознал всей глубины предательства. 29. Это не предатель, который, таясь, крадется продавать. 30. Уходит в открытую человек, который не может остаться. (В.И. Порудоминский)
Слайд 11. Рассказывая о манере работы Ге над картиной, он прибегает к______(тревожные
глубокие тени, глубокое сознание).
Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует __________
(Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли?)
Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет________ (роковым пророчеством, роковые слова, роковое действие). Описывая фигуры апостолов, Христа, Иуды,В.И. Порудоминский обращается к ______
(спектр чувств, тревожное волнение “хора”, межа разрыва).
Мысль о том, что главная тема картины Н.Ге– столкновение, подчёркивается с помощью_______
( страстный порыв Иоанна и Петра – внешнее спокойствие Христа и Иуды;
плохо освещённый-ярко освещённый). Убеждая читателя в том,
что основной эмоциональный фон картины – напряжённое ожидание, скрытое смятение чувств, автор прибегает к_________
_(ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг… разбегутся со страху).
Термины:
а) градация;
б) риторический вопрос;
в) эпитет;
е) метафора;
с) антитеза;
д) лексический повтор.
Слайд 12Ответы:
в,б,д,е,с,а.
Д.З.Напишите сочинение по прочитанному тексту В.И. Порудоминского по плану.
План
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, затронутых автором текста;
сформулируйте позицию автора;
выскажите свое мнение по поводу данной проблемы;
приведите аргументы, опираясь на знание художественной, публицистической и научной литературы.