Слайд 1СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ВОЛОШИНА И К. ПЕТРОВА-ВОДКИНА.
Кто ты, Россия?
Мираж? Наважденье?
Была ты? Есть? Или нет?
Омут... стремнина... головокруженье...
Бездна... безумие... бред...
Все неразумно, необычайно:
Взмахи побед и разрух.
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух.
Мы- зараженные совестью: в каждом
Стеньке- святой Серафим,
Отданный тем же похмельям и жаждам,
Тою же волей томим.
...Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажая до дна.
Дивное диво! – горит, не сгорая,
Неопалимая купина.
Слайд 2Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Слайд 3Биография
Кузьма Сергеевич Петров- Водкин как-то сказал: «Живопись не забава, не развлечение...
Она умеет каким-то неизвестным образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства.
Родился он в провинциальном городке Хвалынске в семье сапожника и горничной 24 октября 1878 года. Краски и кисть впервые увидел в руках художника-иконописца. у него же получил первые уроки живописи. Продолжил обучение в Петербурге, Москве. Днем рисовал, учился играть на скрипке, ночами писал пьесы и запоем читал книги. «Взахлеб» учился. Любимой девушке рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии.
Благодаря помощи меценатов одаренный юноша смог отправиться за границу, а так как денег было недостаточно, поездку в Европу он предпринял на велосипеде. Германия, Франция, Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи-все четыре года путешествий были наполнены непрерывной работой. у художника появился свой собственный творческий метод, своя живописная система. Позже в автобиографической книге «Пространство Эвклида» он подробно рассказал о своих поисках, об открытии им сферической перспективы, которая позволяет так строить композицию картины, что зритель получает возможность увидеть изображаемое как бы с большой высоты, почувствовать сферичность земной поверхности, ощутить себя частицей стремительно несущейся в космосе планеты. И тем самым выразить связь каждого человека, события, предмета со всем огромным миром. Изучая законы цвета, художник пришел к выводу, что главными в картине должны быть три цвета: красный, желтый и синий. В картинах Петрова-Водкина сочетаются разные пространственные планы и ракурсы, резко сопоставляются масштабы фигур. Этим приемом пользовались русские иконописцы. Но с иконописной традицией живописца связывает не только это. Многие сюжеты, образы художника соотносятся с образами русских икон.
Октябрьская революция была близка и понятна художнику, выросшему в бедности. И все же он осознавал, что революция не идиллия. В это время он уже был зрелым мастером, преподавал в Академии художеств, был хорошо известен в России и в Европе. Послереволюционные работы - «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», натюрморт «Селедка»- передают реалии того времени и мироощущение участника событий, «космический взгляд» на события. Картины вызывают ощущение «пошатнувшегося» мира. Художник Владимир Конашевич писал: «Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова-Водкина».
Слайд 6Максимилиан Александрович Волошин
Я не сам ли выбрал час рожденья,
Век и царство,
область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?
Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия,
Если ж дров в плавильной печи мало,
Господи,- вот плоть моя!
Слайд 7Максимилиан Александрович Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве.
Отец, юрист, умер рано, все заботы о ребенке легли на мать. Прожив более десяти лет в Киеве, потом в Москве, она переселилась в восточный Крым- Киммерию греческих мифов, в поселок Коктебель, расположенный неподалеку от Феодосии. Волошин вспоминал: «… я был, по-видимому, ребенком очень любознательным, одаренным памятью и талантами…» . ОН учился последовательно в гимназиях Поливановской, Московской 1 казенной и окончил Феодосийскую.
В 1897 году поступил в Московский университет- на юридический факультет, но через полтора года был исключен. Весной 1901 года М. Волошин отправился в Париж, чтобы там всерьёз заняться самообразованием.
Волошин был удивительно разносторонней личностью: поэт, художник, публицист, литературовед – все свои задатки он сумел реализовать и довести до уровня высокого мастерства. Он много путешествовал.
Слайд 8Постепенно местом постоянного жительства становиться для Волошина Коктебель. Сюда к нему
приезжают друзья, их знакомые. В доме Волошина в разное время побывали О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Толстой, Н. Гумилёв, Е. Замятин, В. Брюсов, А. Белый, К. Чуковский, М. Булгаков и А. Ахматова и многие другие. Сам Волошин стал считаться такой же достопримечательностью этого края, как музей Айвазовского и Генуэзская башня.
М Волошин был христианином, и его система взглядов, отношение к истории были отчётливо христианскими. Он предчувствовал нелёгкую судьбу России и собственную судьбу никогда не разделял с судьбой родины.
Он был свидетелем революции 1905 года, 9 января в Петербурге. Первая мировая война застала Волошина в Швейцарии. Затем перебрался в Париж и, наконец, за год до революции вернулся в Россию. Войны, мятежи вызывали в нём стойкое неприятие, и вопреки политическим страстям он в каждом видел прежде всего человека, ближнего своего. Призванный в действующую армию, он написал военному министру: ”Я отказываюсь быть солдатом, как Европеец, как художник, как поэт.”
Слайд 9
По его мнению, насилие физическое, есть знак насилия духовного, и причиняющий
смерть сам уже умер духовно. То, что люди для разрешения противоречия привлекли к насилию, обратились к массовым убийствам, Волошин считал историческим грехом России, за которым последует расплата:
И кровь за кровь без меры потечёт…
В дни гражданской войны Поэт находился в Коктебеле. Крым переходил из рук в руки. В доме Волошина в разных комнатах одновременно находиться раненный красноармеец и белый офицер, которым поэт дал приют, пищу и кров.
Его позиция не была пассивной. Он выступал устно и в печати при любой власти. В 1919 году вышла в Харькове последняя прижизненная книга поэта – “Демоны глухонемые”.
Красные считали его “внутренним эмигрантом”, а белые, отступая, приговорили к смерти. Удивительно то, что Волошин уцелел в этих катастрофических обстоятельствах, что он, сохраняя общественную активность, в конце концов умер в свое постели в 1932 году, 11 августа. Не мистика ли и не вмешательство ли высших сил? Он завещал похоронить себя на высоком холме над морем, откуда открывался вид на всю коктебельскую долину…
Какой-то свет на это “чудо” может пролить необычный метод его борьбы за справедливость: молитва за палача, который с точки зрения духовный находиться в гораздо более опасном положении, чем его жертвы.
Слайд 10Кто написал на этих стенах кровью:
"Свобода, братство, равенство - иль смерть?
Нет
братства в человечестве иного,
Как братство Каина. Кто связан кровью
Еще тесней, чем жертва и палач?
...Страдание и голод - вот резец,
Которым смерть ваяет человека.
Не в равенстве, не в братстве, не в свободе,
А только в смерти правда мятежа...
Слайд 11С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр,
как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца- Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь.
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Слайд 12С Россией кончено. На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали , пропили, проплевали,
Замызгали
на грязных площадях.
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод.
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, монгол с востока.
Отдай нас в рабство раз и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного суда...
Слайд 13...Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае
на земле.
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас, тот против нас,
Нет безразличных, правда с нами".
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Слайд 14
Не на троне- на ее руке,
Тонкой ручкой обнимая шею,
Взор во взор,
щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею,
Нет НИ сил, ни слов на языке...
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканье литургии...
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим лицом .
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница- Дева
Из твоих поруганных святынь.