Слайд 1Диалог о человеке и вере.
Урок по творчеству Н.В. Гоголя и А.А.
Иванова.
Слайд 2Исследуй, изучай все, но во всем умей находить мысль и старайся
постигнуть высокую тайну Создателя.
Н.В. Гоголь
Отцу моему я обязан жизнью и искусством, которое внушено мне как ремесло, Вам я обязан понятием
о жизни и об отношении искусства моего к источнику его – душе.
Из письма А. Иванова
Слайд 3Александр Андреевич Иванов.
1806 – рождение художника в семье профессора
Академии художеств Андрея Иванова.
1817 - поступление в Академию художеств.
1824 - получил золотую медаль за картины
«Приам, и спрашивающий у Ахиллеса
тело Гектора».
1827 - заканчивает дипломную работу «Иосиф,
толкующий сны заключенным с ним в темнице
хлебодару и виночерпию».
1830-1858 - жизнь в Италии.
1834 - картина «Явление Христа Марии Магдалине»
приносит Иванову звание академика.
1834 -1854 - работа над картиной «Явление Мессии».
1858 - возвращение в Россию и смерть.
Слайд 4Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.
Слайд 5Явление Христа Марии Магдалине.
Слайд 6Работа над эскизами к картине.
Слайд 7 Замысел композиции большого
произведения «Явление Христа народу» (1837-1857гг.) возник у Иванова в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать ха Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно, - подчеркивал он.
Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примеряет, он всегда более нейтрален и спокоен.
Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долины и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе.
В 1837г. Художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа – смысловой центр картины – в глубине композиции.
Слайд 8В своем произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставленный юный
апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнаженный юноша (в центре картины): оба устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, прошлое - с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна. Юноша стремиться рассмотреть Мессию. И в других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые смотрят.
Справа на первом плане расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица которого – смущенное и испуганное – говорит о малодушии. Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, в нем сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики, он слушает, а не смотрит).
Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися черными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворенность окружающим миром.
Прототипом образом странника, или путешественника, изображенного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник событий – такой видит свою роль художник.
Слайд 10Н.В.Гоголь среди русских художников в Италии
Н.В.Гоголь в мастерской А.А.Иванова
Слайд 11Гоголь и Данте.
“Божественная комедия”:
“Ад”
“Чистилище”
“Рай”
“Мертвые души”
“Ад” российской жизни
“Чистилище” (появление
порядочных людей)
“Рай” – возрождение России.
Слайд 12“Страшный суд”
Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле.
Слайд 14Образы помещиков в «Мертвых душах».
Слайд 16Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет
в суровое, ожесточающее мужество, - забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!
Н.В. Гоголь, «Мертвые души», глава 7.