Презентация, доклад к элективному курсу Секреты русского словообразования

Содержание

Руководитель элективного курса - учитель русского языка и литературы ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Слайд 1ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Секреты русского словообразования»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Секреты русского словообразования»

Слайд 2Руководитель элективного курса - учитель русского языка и литературы
ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Руководитель элективного курса -  учитель русского языка и литературы ШЕВЧЕНКО ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Слайд 3Программа
элективного курса
предпрофильной подготовки рассчитана на 16 часов.

Программа элективного курсапредпрофильной подготовки рассчитана на 16 часов.

Слайд 4 Основные направления курса
организация работы с учащимися при подготовке к сдаче экзамена

по русскому языку по новой форме;
формирование навыков грамотного письма;
умелое использование изобразительных средств в своей речи.


Основные направления курса организация работы с учащимися при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку

Слайд 5Цель курса:
познакомить учащихся с изобразительными
возможностями русской словообразовательной
системы и с

приёмами их использования в
художественных текстах;
пробудить интерес учащихся к изобразительным
ресурсам русского словообразования;
научить чувствовать слово, искать в слове истинный
смысл, выражать себя в слове;
развивать у учащихся умения работать со словарями .

Цель курса:познакомить учащихся с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах;пробудить

Слайд 6Задачи курса:
1. Сформировать орфографические навыки, представление об изобразительных ресурсах русского словообразования;

;
2. Научить чувствовать слово;
3. Формировать интерес к изучению родного
языка и совершенствованию речи;
4. Осознанно совершенствовать устную и
письменную речь, повышать культуру речевого
общения.

Задачи курса:1. Сформировать орфографические навыки, представление об изобразительных ресурсах русского словообразования; ;2. Научить чувствовать слово;3. Формировать интерес

Слайд 7Ожидаемый результат:
школьники учатся:
определять изобразительные приемы,
основанные на различных словообразовательных
моделях;
замечать

и воспринимать образность и выразительность
лучших образцов художественного слова;
совершенствовать свою речь;
использовать справочные издания, самостоятельно
работать с учебной и художественной литературой;
работать в группе.

Ожидаемый результат:школьники учатся:определять изобразительные приемы, основанные на различных словообразовательных моделях; замечать и воспринимать образность и выразительность лучших

Слайд 8«Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы»


В.Г.Белинский.

«Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы»

Слайд 9Подберите ряд однокоренных слов к словам:
плавать – плыть

Подберите ряд однокоренных слов к словам: плавать – плыть

Слайд 10Плавать, плыть, приплывать,
приплыть, заплывать, отплывать,
заплыть, уплывать, уплыть,
наплывать, наплыть, подплывать,
подплыть, поплавать, поплыть,
расплаваться,

расплыться,
наплаваться, заплаваться.
Плавать, плыть, приплывать,приплыть, заплывать, отплывать,заплыть, уплывать, уплыть,наплывать, наплыть, подплывать,подплыть, поплавать, поплыть,расплаваться, расплыться,наплаваться, заплаваться.

Слайд 111. Осложнённое списывание.
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин

замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

1. Осложнённое списывание. [Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его

Слайд 12Самопроверка по восстановленному тексту.
– Вот я тебя как высеку…
– Как

милости вашей будет завгодно,
отвечал на всё согласный Селифан, – коли
высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от
того. Почему ж не посечь; коли за дело, на
то и воля господская…Оно нужно посечь,
потому что мужик балуется… Коли за дело,
то и посеки; почему же не посечь?

Самопроверка по восстановленному тексту. – Вот я тебя как высеку…– Как милости вашей будет завгодно,отвечал на всё

Слайд 13«Словообразовательный повтор».
В каком ряду суффикс –ЕЦ- имеет одно и то же

значение?
1) боец, мудрец, характерец
2) испанец, немец, иностранец
3) старец, хлебец, братец
4) морозец, хитрец, борец

«Словообразовательный повтор».В каком ряду суффикс –ЕЦ- имеет одно и то же значение?1) боец, мудрец, характерец

Слайд 14Прочитайте стихотворение А.Шибаева
выразительно. Объясните, какое значение
приставки до – обыгрывается

в этом
стихотворении?
Не жалел дошкольник Петя,
Что однажды от него
Убежали на рассвете
Буква д и буква о.
Петя ходит в первый класс.
Школьник в доме есть у нас.

Прочитайте стихотворение А.Шибаева выразительно. Объясните, какое значение приставки до – обыгрывается в этом стихотворении?			Не жалел дошкольник Петя,

Слайд 15Использование двуприставочных
глаголов в поэтических произведениях.

Неохотно и несмело
Солнце

смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев)

2. Белая берёза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С.А.Есенин)

Использование двуприставочных глаголов в поэтических произведениях.Неохотно и несмело   Солнце смотрит на поля.   Чу,

Слайд 16Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.

Чести золото не купит.
Честный чести

не уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать ее бесчестный,
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.
(С.Маршак)
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Чести золото не купит.Честный чести не уступит.Честь нужна ему, как свет.Рад

Слайд 17Окказионализмы (лат. occasionalis –
«случайный») – авторские слова,
созданные по хорошо

известным
словообразовательным моделям.
Имена существительные:
«белибердоносец, благоглупость»,
Имена прилагательные:
«молоткастый, разбольшущий»,
Глаголы:
«расколоколивать, извываться»

Окказионализмы (лат. occasionalis – «случайный») – авторские слова, созданные по хорошо известным словообразовательным моделям. Имена существительные:

Слайд 18
И море в день обезольдилось.
Дорожка от листвы разузорена.
Солнце улыбно уходило домой.
Засмеялась

жемчужно.

И море в день обезольдилось.Дорожка от листвы разузорена.Солнце улыбно уходило домой.Засмеялась жемчужно.

Слайд 19Окказионализмы в загадках
Шло с поля мычало,
Несло на шее бренчало.
Вдруг навстречу ему

брехало!
Раскрыло свое кусало и зарычало!
А мычало
Подняло махало,
Выставило бодало
И пошло на брехало.
А оно поджало виляло
И прочь побежало…

Окказионализмы в загадках		Шло с поля мычало,		Несло на шее бренчало.		Вдруг навстречу ему брехало!		Раскрыло свое кусало и зарычало!		А мычало		Подняло

Слайд 20Этимологизация
Безграмотный - ?
Варвар

- ?
Жаргон - ?
Баранка - ?
Волнушка - ?

Этимологизация      Безграмотный - ? Варвар - ?

Слайд 21Методические рекомендации для учителей, проводящих курс
Главное направление элективного курса - проникновение

в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания на структурных элементах языка для более глубокого понимания роли слова в речи.
Приемы, методы и формы работы ориентированы на наблюдение за речью и сбор соответствующего языкового материала, самостоятельность и творчество.
Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через эталонное использование слова, его строения, употребления в разных функциональных стилях.

Методические рекомендации для учителей, проводящих курс Главное направление элективного курса - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть