Слайд 1Образ священной березы в шорском фольклоре
Слайд 2
Священная береза пышно-ветвистая,
Шорию оберегая, растет.
Белоствольная береза Ульгень-хана,
Небесную синь пронзая,
растет.
Слайд 3 Шорцы – коренной малочисленный народ Южной Сибири, проживающий на территории Кемеровской
области, Республики Хакасия, Алтайского края
Слайд 4
Таежные леса испокон веков являлись местом обитания шорцев.
Лес кормил, одевал,
обеспечивал материалом для постройки жилища.
С древнейших времен шорцы ощущали единение с живой природой, наделяли душой все, что их окружало: горы, ветер, деревья, животных.
Слайд 5Вся культура шорского народа хранится в его богатом фольклоре.
Слайд 6жанры шорского фольклора
- ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «КАЙ»
СКАЗКИ БЫТОВОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ «НЫВАК»,«ЧЕРЧЕК»,«НАРТ-ПАК»
РАССКАЗЫ И ЛЕГЕНДЫ «ПОРУНГУ ЧООК»,
«КАЕПЧООК», «ЭРБЕК»
ЗАГАДКИ «ТАПТАК»
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «КЕП ТОС»,
«ТАГПАК СОЕ», «УЛГЕР СОЕ»
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ «САРЫН»
Слайд 7
С давних времен береза считается особым символом многих народов, в том
числе и тех, которые проживают на территории Сибири.
У шорцев береза считается священным деревом. Такое особое отношение к березе связано с религиозными верованиями.
Слайд 8По представлениям шорцев мир триедин:
1) Верхний мир (небесный мир, мир солнца
и луны), покровителем которого был Ульген.
2) Средний мир (мир людей, мир живых, арена борьбы Верхнего и Нижнего миров).
3) Нижний мир (подземный мир, мир злых духов), покровителем которого был Эрлик.
Эти три части соединяет между собой по оси Мировое дерево, которое упирается своей кроной в небо (Верхний мир), его ствол проходит через Средний мир, а корни находятся в земле – Нижнем мире.
Посредником между мирами является шаман, который совершает камлание (обращение к духам) под Священным деревом березой.
Слайд 10 В обрядовом щорском фольклоре фигурирует образ березы-матери, которая вскармливала детей березовым
соком.
Легенда гласит: «Было время, когда были войны. Тогда многие женщины, которые спасались, оставляли своих детей под деревьями…».
А в легенде «Кузук и казын» шорцы дают объяснение появлению березы в тайге.
Согласно легенде, русская девушка не вынесла разлуки с мужем, шорским охотником Кузуком, погибшим вместе с сыновьями в битве на реке Кандалеп. Горюя, поднялась она на высокую гору, протянула к солнышку руки и стала белою березою.
Слайд 12 Во время празднования Чыл-Пажи (Нового года
у шорцев) совершался ряд традиционных обрядов, связанных с поклонением березе.
Начиналось все с того, что накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи готовились ленты разных цветов (чалама).
Слайд 13 Белый цвет олицетворяет чистые помыслы.
Желтый (красный) – символ огня, солнца,
домашнего очага.
Зеленый – символ окружающего мира, богатства, доброты.
Синий – символ неба, почитание царства небесного.
Черный – все плохое (болезни, ссоры, несчастья).
Слайд 14
На черной ленте завязывали узлом все свои грехи, болезни, беды, от
которых хочется избавиться, после чего черные чалама сжигались в черном костре очищения, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств.
Далее следовал процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на священную березу.
При том обязательно береза должна быть большая, чтобы смогла выдержать тяжесть всех мыслей.