Презентация, доклад к докладу НПК Священная береза в литературе

Священная береза пышно-ветвистая, Шорию оберегая, растет.Белоствольная береза Ульгень-хана, Небесную синь пронзая, растет.

Слайд 1Образ священной березы в шорском фольклоре

Образ священной березы в шорском фольклоре

Слайд 2
Священная береза пышно-ветвистая,
Шорию оберегая, растет.
Белоствольная береза Ульгень-хана,
Небесную синь пронзая,

растет.
Священная береза пышно-ветвистая, Шорию оберегая, растет.Белоствольная береза Ульгень-хана, Небесную синь пронзая, растет.

Слайд 3 Шорцы – коренной малочисленный народ Южной Сибири, проживающий на территории Кемеровской

области, Республики Хакасия, Алтайского края
Шорцы – коренной малочисленный народ Южной Сибири, проживающий на территории Кемеровской области, Республики Хакасия, Алтайского края

Слайд 4
Таежные леса испокон веков являлись местом обитания шорцев.
Лес кормил, одевал,

обеспечивал материалом для постройки жилища.
С древнейших времен шорцы ощущали единение с живой природой, наделяли душой все, что их окружало: горы, ветер, деревья, животных.

Таежные леса испокон веков являлись местом обитания шорцев. 	Лес кормил, одевал, обеспечивал материалом для постройки жилища.	 С

Слайд 5Вся культура шорского народа хранится в его богатом фольклоре.

Вся культура шорского народа хранится в его богатом фольклоре.

Слайд 6жанры шорского фольклора
- ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «КАЙ»

СКАЗКИ БЫТОВОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ «НЫВАК»,«ЧЕРЧЕК»,«НАРТ-ПАК»

РАССКАЗЫ И ЛЕГЕНДЫ «ПОРУНГУ ЧООК»,
«КАЕПЧООК», «ЭРБЕК»

ЗАГАДКИ «ТАПТАК»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «КЕП ТОС»,
«ТАГПАК СОЕ», «УЛГЕР СОЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ «САРЫН»

жанры шорского фольклора     - ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ «КАЙ» СКАЗКИ  БЫТОВОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Слайд 7
С давних времен береза считается особым символом многих народов, в том

числе и тех, которые проживают на территории Сибири.

У шорцев береза считается священным деревом. Такое особое отношение к березе связано с религиозными верованиями.

С давних времен береза считается особым символом многих народов, в том числе и тех, которые проживают на

Слайд 8По представлениям шорцев мир триедин:

1) Верхний мир (небесный мир, мир солнца

и луны), покровителем которого был Ульген.

2) Средний мир (мир людей, мир живых, арена борьбы Верхнего и Нижнего миров).

3) Нижний мир (подземный мир, мир злых духов), покровителем которого был Эрлик.

Эти три части соединяет между собой по оси Мировое дерево, которое упирается своей кроной в небо (Верхний мир), его ствол проходит через Средний мир, а корни находятся в земле – Нижнем мире.

Посредником между мирами является шаман, который совершает камлание (обращение к духам) под Священным деревом березой.


По представлениям шорцев мир триедин:1) Верхний мир (небесный мир, мир солнца и луны), покровителем которого был Ульген.2)

Слайд 10 В обрядовом щорском фольклоре фигурирует образ березы-матери, которая вскармливала детей березовым

соком.
Легенда гласит: «Было время, когда были войны. Тогда многие женщины, которые спасались, оставляли своих детей под деревьями…».

А в легенде «Кузук и казын» шорцы дают объяснение появлению березы в тайге.
Согласно легенде, русская девушка не вынесла разлуки с мужем, шорским охотником Кузуком, погибшим вместе с сыновьями в битве на реке Кандалеп. Горюя, поднялась она на высокую гору, протянула к солнышку руки и стала белою березою.
В обрядовом щорском фольклоре фигурирует образ березы-матери, которая вскармливала детей березовым соком. 	Легенда гласит: «Было время, когда

Слайд 12 Во время празднования Чыл-Пажи (Нового года

у шорцев) совершался ряд традиционных обрядов, связанных с поклонением березе.

Начиналось все с того, что накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи готовились ленты разных цветов (чалама).

Во время празднования Чыл-Пажи (Нового года у шорцев) совершался ряд традиционных обрядов,

Слайд 13 Белый цвет олицетворяет чистые помыслы.
Желтый (красный) – символ огня, солнца,

домашнего очага.
Зеленый – символ окружающего мира, богатства, доброты.
Синий – символ неба, почитание царства небесного.
Черный – все плохое (болезни, ссоры, несчастья).
Белый цвет олицетворяет чистые помыслы. 	Желтый (красный) – символ огня, солнца, домашнего очага. 	Зеленый – символ окружающего

Слайд 14
На черной ленте завязывали узлом все свои грехи, болезни, беды, от

которых хочется избавиться, после чего черные чалама сжигались в черном костре очищения, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств.

Далее следовал процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на священную березу.

При том обязательно береза должна быть большая, чтобы смогла выдержать тяжесть всех мыслей.
На черной ленте завязывали узлом все свои грехи, болезни, беды, от которых хочется избавиться, после чего черные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть