Презентация, доклад к докладу на семинар учителей русского языка и литературы

Содержание

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует

Слайд 1Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе:

проблемы и перспективы
Подготовила: учитель русского языка и литературы Хабилова И.И.
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективыПодготовила: учитель русского языка

Слайд 2Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

1.Мобилизация (предполагает

включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;

6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную

Слайд 3Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях

введения ФГОС:

учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей)

умение демонстрировать методическое искусство учителя


планирование обратной связи

урок должен быть добрым


в центре внимания урока — дети

времясбережение и здоровьесбережение

вывод делают сами учащиеся

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: учет уровня и возможностей

Слайд 4Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и

литературы.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменение схемы урока:

От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.

Ученик - живой участник образовательного процесса.

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Урок – это не получение

Слайд 5Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и

личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно

Слайд 6Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и

личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно

Слайд 7Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и

личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать
возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:
«Так как же мы решили проблему?»
Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить,
что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно

Слайд 8I этап. Структура урока Организация класса струк
II этап. Актуализация ранее усвоенных

знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

I этап. Структура урока Организация класса струкII этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)III этап. Формирование

Слайд 91.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу,

потому что могу».
• 1-2 минуты
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты• У

Слайд 10II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

Слайд 11III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы

ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин
III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока

Слайд 12IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение

УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта

Слайд 13V. Первичное закрепление.


Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного

сигнала.
• 4-5 минут
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут• Способы: фронтальная работа,

Слайд 14VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль

Цель:

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
• Выполняется письменно.
• Методы: самоконтроль, самооценка.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод

Слайд 15VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.• 7-8 минут• Сначала предложить учащимся из набора заданий

Слайд 16VIII.Рефлексия деятельности
(итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка

результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.•

Слайд 17Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном

на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:



Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов,

Слайд 18Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение

метапредметных и личностных результатов:



Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Слайд 19Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение

метапредметных и личностных результатов:



Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Слайд 20Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение

метапредметных и личностных результатов:



Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Слайд 21Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение

метапредметных и личностных результатов:



Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:

Слайд 22Создание проблемных ситуаций
1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ,

а в другом НАПИШИТЕ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ




Создание проблемных ситуаций	1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?	2) НАПИСАТЬ –

Слайд 23Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные

вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у

Слайд 24 Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда

учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Инсерт (чтение с пометами)Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях

Слайд 25Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей

между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
КластерКластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает

Слайд 26Составление кластера
На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа

И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:



   
 
 
 
 
 

Герасим

Портрет

Описание каморки

Отношение к Му-му


Отношение к барыне


Отношение с дворовыми

Отношение к Татьяне


Составление кластераНа уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: 

Слайд 27Синквейн
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Синквейн -

это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
СинквейнОдин из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение,

Слайд 28 Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:


Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек


Синквейн (пять строк)  	Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасимдобрый, трудолюбивыйзаботится, любит, работаетне

Слайд 29Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лиВысший пилотаж –

это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.шь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.

Высший пилотаж –

это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.

Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лиВысший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь

Слайд 30Учучитьуучитьить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова

молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Учучитьуучитьить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть