Слайд 1Псевдонимы
русских писателей
и
поэтов
Беседа к неделе литературы
Январь 2015г.
Слайд 2Псевдоним (с греч. «pseudonymous» , что значит «носящий ложное имя») -
подпись или имя, которыми авторы заменяют своё настоящее имя. К псевдонимам прибегали издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры, подчеркнуть особенность личности автора или его творчества, представить его не таким, каков он на самом деле, другими словами литературная маска.
Слайд 3Причины появления псевдонимов
Слайд 4Многие авторы или совсем не ставили на рукописях имени, или указывали
вымышленное имя, т. е. псевдоним.
Люди творческих профессий с незапамятных времен заменяли родные имена придуманными. Иной раз так (инкогнито) проживали всю жизнь. Случалось, только спустя века узнавали подлинное имя писателя или поэта.
Слайд 5Шлейф тайны порой столь плотно окутывал настоящее имя, что в конце
концов оно забывалось окончательно и в истории оставался лишь псевдоним.
Раньше всё это было частью литературной игры, затеянной самими писателями.
Слайд 6Д. Н. Мамин - Сибиряк
Псевдоним у Дмитрия образовался после смерти в
1878 году отца. С семьей перебрался в Екатеринбург, где перебивается разовыми заработками, получаемыми за репетиторство и публикации в прессе. Он продолжал писать, а чтобы лучше понять народную жизнь, много ездил по Уралу, знакомился с людьми, записывал рассказанные ими житейские истории. В начале 1880-х годов его произведения снова появляются в журналах Москвы и Петербурга под псевдонимом Д. Сибиряк.
Слайд 7Теперь и Салтыков-Щедрин охотно берет произведения молодого писателя для публикации в
«Отечественных записках». Вскоре Дмитрий присоединяет к фамилии псевдоним и уже как Мамин-Сибиряк становится известен читателям, у которых приобретает популярность своими произведениями, открывающими читателям таинственный мир Урала: старателей и старообрядцев, заводских рабочих и местных промышленных воротил, таежных отшельников и откровенных разбойников.
Слайд 8Иногда, принимая псевдоним, автор ставил целью не столько скрыть своё имя,
сколько подчеркнуть главную черту своего характера, доминирующие ноты своего творчества, или же свою профессию, место рождения, жительства, социальное положение и т.д.
Слайд 9Порой, целью было вызвать у читателей определённой мысли, чувства. Такие псевдонимы
можно назвать эмоциональными.
Слайд 10Псевдонимы всегда привлекали внимание литературоведов. Наука о псевдонимах, которая по аналогии
с ономастикой, т.е. наука об именах, можно назвать псевдономастикой – наукой о вымышленных именах, является пограничным разделом литературоведения и филологии.
Слайд 11М. Горький – Пешков
И. Северянин – Лотарев
А. Ахматова – Горенко
А. Белый
– Бугаев
Ф. Соллогуб – Тетерников
А. Чехов – Антоша Чехонте Салтыков- Щедрин – Щедрин
ПСЕВДОНИМЫ:
Слайд 12Русские литературоведы и библиографы этому вопросу уделяли этому вопросу большое значение.
В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков». В «библиографическом словаре русских писательниц» Н.Голицына указаны анонимные и вышедшие под псевдонимами произведения.
Слайд 13Советский библиограф И.Ф.Масанов собрал
свыше 80 тысяч русских писателей, учёных и
общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.
Слайд 14Однако, из всех этих словарей и справочников можно узнать только, кто
стоит за тем или иным псевдонимом. Но существует книга Валентина Григорьевича Дмитриева «Скрывшие своё имя» из истории анонимов и псевдонимов, М., изд. «Наука», 1980 г., в которой была сделана попытка систематизировать некоторые факты из области литературоведения с использованием примеров.
Слайд 15Как уже говорилось выше, одной из главных причин во все времена,
побуждавших автора скрывать своё подлинное имя, было стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера. Это было в те времена, когда свобода печати была ограничена. Анонимными были памфлеты и эпиграммы, направленные против властей
Первая книга, обличавшая ужасы и варварство крепостного строя, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева была издана без указания автора под безобидным заглавием. Никогда ещё в России не раздавался столь гневный протест против рабства.
Екатерина II, прочитав «путешествие», пришла в ярость и повелела немедленно разыскать автора. Книготорговец Зотов сразу назвал его имя. Радищева приговорили к смертной казни, но Екатерина заменила её ссылкой в Сибирь. После её смерти через шесть лет Радищева амнистировали, но травля автора продолжалась. «Или мало тебе было Сибири?» - спрашивали крепостники. В 1802 году Радищев покончил с собой. Книга была уничтожена.
Слайд 16Биография Н.А.Дуровой, которой Пушкин помог вступить на литературное поприще, объясняют её
псевдонимы: Девица –кавалерист, и Александров: в годы войны с Наполеоном, скрыв, что она женщина, Дурова служила в гусарском полку под именем корнета Александрова (фамилия в честь царя).
С.Я.Маршак, находясь в годы гражданской войны на территории белогвардейцев, печатался в екатеринодарском «Утре Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен. Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов - самодуров.
Слайд 17Одной из причин, заставлявших некоторых авторов скрывать своё имя, были сословные
предрассудки. Сочинительство считалось трудом недостойным для благородного происхождения. Писателей сторонились в так называемом высшем обществе.
Екатерина вторая помещала свои пьесы в сборниках «Российский Феатр» без подписи, члены семьи Николая первого подписывались либо инициалами, либо вместо подписей ставились звёздочки. Княгиня Екатерина Дашкова подписывалась К.Д., или К,Е.Р.Д., а также Благородная россиянка.
Слайд 18Известно, что мать Натальи Гончаровой неохотно дала согласие на брак своей
дочери с «сочинителем», как та наивно называла своего жениха. Но сам Пушкин в своём литературном заработке не видел ничего зазорного.
Юный Пушкин шифровал свою фамилию, подписываясь Александр Н.к.ш., или –II-,
или 1…14-16.
Слайд 19Двадцатилетний Гоголь, вступая на литературную стезю как поэт, выпустил идиллию «Ганц
Кюхельгартен» за подписью В.Алов.
Когда появились в «Северной пчеле» отрицательные отзывы,
он скупил у книготорговца все оставшиеся экземпляры и уничтожил.
Слайд 21Псевдонимы заслуживают изучения как один из важных факторов литературной жизни всех
времён и народов.
Думаем, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.
Слайд 22Использованная литература:
1. Википедия. Свободная энциклопедия.
2. Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов. Сайт
«ЛитРес».
3. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей в 4-х томах. М., Издательство Всесоюзной книжной палаты. 1956 – 1960г.г.
4. Дмитриев В. Г. Скрывшие своё имя. (Из истории анонимов и псевдонимов) -- М.,»Наука», 1980, Изд.2-е, дополненное, 312 с. (Академия наук СССР, серия «Литературоведение и языкознание»).
5. Словарь псевдонимов.
Библиографический указатель литературы по русскому языкознанию.
6. Петрова И. Псевдонимы писателей. Сайт «Литосферы».
7. Сайт «Русские писатели и поэты».
8. Сайт «Псевдоним. ру».
9. Псевдонимы писателей и исторических личностей. Сайт «Новости – ин- ГИД».