Презентация, доклад к аттестации на тему Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся

Содержание

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеУльяновская средняя школа Лукояновского района Нижегородской областиТехнология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся Выполнила:

Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ульяновская средняя школа Лукояновского района
Нижегородской области



Мишаленкова
Татьяна
Викторовна,
Учитель русского

языка
и литературы

Ученик- это не сосуд, который надо наполнить, а факел , который надо зажечь….. 
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама
Джованни Руффини

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеУльяновская средняя школа Лукояновского района Нижегородской областиМишаленковаТатьянаВикторовна,Учитель русского языка и литературыУченик- это не сосуд,

Слайд 2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ульяновская средняя школа Лукояновского района
Нижегородской области

Технология проблемного

обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся


Выполнила:
Мишаленкова Т.В.,
учитель русского языка
и литературы

Лукоянов - 2015
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеУльяновская средняя школа Лукояновского района Нижегородской областиТехнология проблемного обучения на уроках русского языка и

Слайд 3УПРАВЛЯЕМОЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
ЛОГИЧЕСКАЯ
>
МЕХАНИЧЕСКАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ
=
ОПОСРЕДОВАННАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ
АКТИВНОЕ
АБСТРАКТНОЕ

УПРАВЛЯЕМОЕПРОИЗВОЛЬНОЕПРЕДНАМЕРЕННОЕЛОГИЧЕСКАЯ >МЕХАНИЧЕСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ = ОПОСРЕДОВАННАЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЕАКТИВНОЕАБСТРАКТНОЕ

Слайд 4Из истории проблемного обучения
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского

философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952).

учебный план

игровая и трудовая
деятельность

инстинкты
для обучения:

социальный
конструирования
художественного выражения
исследовательский

источники
познания

слово
произведения искусства
технические устройства

В 60-70-е годы XX века педагоги и психологи (Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного.

Из истории проблемного обучения Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи

Слайд 5Новизна: Создание проблемных задач и ситуаций, тренингов, алгоритмов действий по отработке

навыков поиска ответа и рекомендации по использованию проблемных заданий на разных этапах уроков русского языка и литературы.
Гипотеза: Если создавать проблемные ситуации на различных стадиях обучения и усвоения нового, учить обучающихся решать проблемные задачи через алгоритмы действий и тренинги, то технология проблемного обучения не только обеспечит творческое овладение УУД, но и будет способствовать развитию мыслительных способностей учащихся.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что технология проблемного обучения учит искать и находить выход из разных жизненных ситуаций достойно, а решение проблемных задач в современных условиях становится жизненно необходимым умением.

Актуальность

Новизна: Создание проблемных задач и ситуаций, тренингов, алгоритмов действий по отработке навыков поиска ответа и рекомендации по

Слайд 6Связь с
программой
Литература
Стилистика
Лексика
Морфология
Орфография
Орфоэпия
Пунктуация
Морфемика
Синтаксис

Связь с программойЛитератураСтилистикаЛексикаМорфологияОрфографияОрфоэпияПунктуацияМорфемикаСинтаксис

Слайд 7Цель:
повышение усвоения учащимися прочных знаний, умений, навыков, добытых в ходе активного

поиска и самостоятельного решения проблем; 
Задачи:
воспитывать у учащихся познавательную активность через привлечение их внимания к вопросу, задаче, учебному материалу, возбуждая интерес; 
поставить ребёнка перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
вырабатывать умение самостоятельно решать проблему, намечая план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.

Цели и задачи

Цель:повышение усвоения учащимися прочных знаний, умений, навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 

Слайд 8Ведущая педагогическая идея
всесторонне развитая личность
самостоятельно добывает знания
свободно обладает речеведческой и лингвистической

компетенциями

активно мыслит

имеет прочные и глубокие знания

самостоятельно находит пути решения любой проблемы

умеет ориентироваться в нестандартной ситуации

Ведущая педагогическая идеявсесторонне развитая личностьсамостоятельно добывает знаниясвободно обладает речеведческой и лингвистической компетенциямиактивно мыслитимеет прочные и глубокие знаниясамостоятельно

Слайд 9Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а

не одной памятью.
Л.Н. Толстой
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

Слайд 10Правописание корней – лаг- / - лож – 5 класс

Правописание корней – лаг- / - лож – 5 класс

Слайд 11

Составление алгоритма образования причастий
Действительное причастие настоящего времени
глагол сов. в. перех.

и неперех.

-ущ-(-ющ-) – 1 спр.
-ащ-(ящ-) – 2 спр.

Действительное причастие
прошедшего времени

глагол сов. в. и несов. в.
перех. и неперех.

-вш-
-ш-

Страдательное причастие настоящего времени

глагол несов. в. перех. наст. вр.

-ем-(-ом-) – 1 спр.
-им- – 2 спр.

Страдательное причастие
прошедшего времени

глагол сов. в. и несов. в. перех.

-нн-
-енн- (-ённ-)
-т-

Составление алгоритма образования причастийДействительное причастие настоящего времениглагол сов. в. перех. и неперех.-ущ-(-ющ-) – 1 спр.-ащ-(ящ-)

Слайд 12

Этапы проблемного диалога
на уроках литературы
1 Формулирование проблемного вопроса;

2 Выдвижение

гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

3 Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

4 Решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
Этапы проблемного диалога на уроках литературы1 Формулирование проблемного вопроса;2 Выдвижение гипотез, предположений о путях решения

Слайд 13

Темы уроков литературы
1 «Почему Анну Ахматову называли «голосом своего поколения»?

(11 класс)
2 «Зачем я жил? Для какой цели родился? Глава «Фаталист» «Герой нашего времени» (9 класс)
3 «Ключи от счастья женского… Где они?» (сочинение по произведениям Н.А. Некрасова) (10 класс)
4 «Герасим – «самое замечательное лицо среди дворни». «Муму» И.С. Тургенева. (5 класс)
5 «Печорин – виновник или жертва?» (Глава «Бэла» «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов) (9 класс).
Темы уроков литературы1 «Почему Анну Ахматову называли «голосом своего поколения»? (11 класс)2 «Зачем я жил?

Слайд 14

Проблемная рефлексия
1 Анализ уровня усвоения полученных на уроке знаний, умений,

навыков
2 Оценка их по шкале

0% 50% 100 %

Проблемная рефлексия1 Анализ уровня усвоения полученных на уроке знаний, умений, навыков2 Оценка их по шкале

Слайд 15Результативность
Способность ученика действовать
в условиях проблемной ситуации
Отношение учащихся к учению
Мониторинг качества

знаний учащихся за три учебных года
РезультативностьСпособность ученика действовать в условиях проблемной ситуацииОтношение учащихся к учениюМониторинг качества знаний учащихся за три учебных года

Слайд 16Результативность

Результативность

Слайд 17Транслируемость педагогического
опыта
Открытые уроки
Выступление на ШМО
Внеклассные мероприятия по предмету
Родительские собрания
Публикации

Транслируемость педагогического опытаОткрытые урокиВыступление на ШМОВнеклассные мероприятия по предметуРодительские собранияПубликации

Слайд 18Литература
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.

- Ростов-на-Дону, 2010. ru.wikipedia.org
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2009.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 2010.ru.wikipedia.org
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999 
http://festival.1september.ru
http://pedsovet.su

 

ЛитератураБабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 2010. ru.wikipedia.org Гальперин П.Я.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть