Презентация, доклад Изобразительно-выразительные средства языка

Содержание

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Слайд 1Изобразительно-выразительные
средства языка

Автор презентации:
Панчёхина Инна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ

№3 сл. Большая Орловка
Изобразительно-выразительныесредства языкаАвтор презентации:Панчёхина Инна Александровна, учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №3 сл. Большая Орловка

Слайд 2
С русским языком можно творить чудеса. Нет

ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К.Г.Паустовский.
С русским языком можно творить чудеса.  Нет ничего такого, что нельзя было

Слайд 3Выразительные средства фонетики
АЛЛИТЕРАЦИЯ – Приём звуковой выразительности, повторение

однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте.

АССОНАНС –
Приём звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков в художественном,
преимущественно поэтическом тексте

Выразительные средства фонетикиАЛЛИТЕРАЦИЯ –     Приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном,

Слайд 4Выразительные словообразовательные средства
Окказионализмы –слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования,

по тем моделям, которые существуют в языке.
Выразительные словообразовательные средстваОкказионализмы –слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в

Слайд 5
Выразительные средства лексики и фразеологии

Выразительные  средства лексики и фразеологии

Слайд 6МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве

в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
(Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.)
ОлицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой.
(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)
ОксЮморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе.
(Горячий снег; горькая радость; звонкая тишина.)
ЭпИтет – слово, определяющее предмет или действие; художественное, образное определение.
(А волны моря с печальным рёвом о камень бились…)

МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или

Слайд 7ГипЕрбола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
(В сто сорок солнц закат

пылал,
в июнь катилось лето…)

ПерифрАза – замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.
(М.Ю.Лермонтов –автор «Героя нашего времени», лев – царь зверей)

СравнЕние –сопоставление двух
явлений с тем, чтобы пояснить
одно из них при помощи другого.
(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)

ГипЕрбола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.(В сто сорок солнц закат пылал,в июнь катилось лето…)ПерифрАза – замена

Слайд 8ЛитОта – намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого предмета.
(мальчик с пальчик)
АллегОрия

– иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа.
(в басне «Стрекоза и Муравей»
стрекоза –аллегория легкомыслия)
МетонИмия – замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.
(Я три тарелки съел)
ЭвфемИзм – употребление вместо грубого выражения более благозвучного
(не врите – не говорите неправду)

ЛитОта – намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого предмета. (мальчик с пальчик)АллегОрия – иносказательное изображение отвлечённого понятия при

Слайд 9
СинЕкдоха – разновидность метонимии, при которой название целого заменяется названием его

частей
(А в двери –бушлаты, шинели, тулупы);
- единственное число употребляется вместо множественного
(Этой песни прошлогодней
Нынче немец не певец).

ИрОния – едкая, тонкая насмешка.
(Отколе , умная, бредёшь ты, голова?
И.А.Крылов.)


СинЕкдоха – разновидность метонимии, при которой название целого заменяется названием его частей(А в двери –бушлаты, шинели, тулупы);

Слайд 10
ПарОнимы – слова, схожие по звучанию, но разные по лексическому значению.
(компания

– кампания)

ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
(как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе)
ПарОнимы – слова, схожие по звучанию, но разные по лексическому значению.(компания – кампания)ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов,

Слайд 11Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по

звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности.
Слова разговорного стиля – это слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринуждённости и поэтому не всегда уместны в речи книжной.
Просторечные слова – слова, характеризующиеся грубоватостью, упрощённостью и служащие обычно для выражения разных отрицательных оценок.
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные

Слайд 12Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной

специальности, профессии.
Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые сейчас существуют, но обозначаются другими словами.
Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.Архаизмы – это устаревшие синонимы

Слайд 13Вводные слова – это слова, с помощью которых говорящий выражает своё

отношение к тому, что он сообщает.
Канцеляризмы – это слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.
Контекстные антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.

Вводные слова – это слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.Канцеляризмы

Слайд 14АНТОНИМЫ –СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, НО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ (ДЕНЬ-НОЧЬ) СИНОНИМЫ

– СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОДНО И ТО ЖЕ ПОНЯТИЕ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЯ (ПРИЯТЕЛЬ – ДРУГ) КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – СЛОВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СИНОНИМАМИ ТОЛЬКО В ДАННОМ ТЕКСТЕ.
АНТОНИМЫ –СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, НО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ (ДЕНЬ-НОЧЬ) СИНОНИМЫ – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОДНО И

Слайд 15СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

СИНТАКСИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА

Слайд 16АнАфора(единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.
АнтитЕза

–резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста.
Восклицательные предложения –выражают эмоциональное отношение автора к описываемому(гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение), побуждение к действию.
ГрадАция – нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других ивс художественной речи.
ИнвЕрсия–обратный порядок слов.
АнАфора(единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.АнтитЕза –резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее

Слайд 17Многосоюзие - намеренный повтор союзов.
Бессоюзие - намеренный пропуск союзов.
ПарцеллЯция - приём

расчленения фразы на части или даже на отдельные слова.
Лексический повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.
Риторический вопрос - вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Риторическое обращение - подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления поэтической выразительности.
Многосоюзие - намеренный повтор союзов.Бессоюзие - намеренный пропуск союзов.ПарцеллЯция - приём расчленения фразы на части или даже

Слайд 18Риторическое восклицание - средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Синтаксический параллелизм

- одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Однородные члены предложения - слова, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию, относящиеся к одному слову, отвечающие на один и тот же вопрос, соединены друг с другом сочинительной связью.
Умолчание - намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.
Риторическое восклицание - средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных

Слайд 19Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа , понятия

ит.д.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа , понятия ит.д.Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена

Слайд 20ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть