Слайд 1Итоговое сочинение
2019 – 2020 учебный год
Методист МБОУ «СШ № 8» г.
Смоленска
Жаботина С.Э.
Слайд 2Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для
тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Слайд 3Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход
позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления)
Слайд 4«Война и мир» –к 150-летию великой книги
Темы, связанные с
данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях
Слайд 5Проблемные вопросы
Всегда ли наши ожидания соответствуют реальности?
Как страх влияет на человека?
Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?
Что помогает победить на войне?
Что объединяет людей в годы войны?
Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу? (Проблема сострадания, человечности, цена человеческой жизни)
Проблема нравственной оценки факта войны. (Проблема отношения к войне, бесчеловечность войны)
В чем заключается смысл жизни?
Поиск смысла жизни
Какие качества раскрывает в человеке любовь?
Слайд 6Что значит быть верным близким?
Соотношение внешней и внутренней красоты. (Проблема
истинной, духовной красоты)
Как воспитание влияет на человека? (Проблема семьи, роль воспитания)
Какова роль личности в истории?
Как общество влияет на формирование целей?
Соотношение истинных и ложных ценностей. (Проблема ценностей)
Как связано отсутствие моральных принципов с изменами? (Проблема измены, моральных принципов)
Почему люди изменяют?
Можно ли сохранить достоинство в тяжелые времена?
Страшно ли ошибаться? Для чего нужны ошибки? (проблема ошибки, роль ошибки)
Слайд 7Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут
быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Слайд 8Проблемные вопросы
Как противостоять ударам судьбы?
Чем отчаяние опасно для человека?
Что
помогает человеку преодолеть страх? Что мешает человеку быть счастливым?
В чем смысл пословицы «Надежда умирает последней»?
Что может привести человека к бесчестному поступку?
Почему надежда важна для человека?
Какие ориентиры не дают заблудиться на жизненном пути?
Слайд 9Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов
мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Слайд 10Проблемные вопросы
В каких поступках человека проявляется доброта?
Почему месть не помогает
искоренить зло?
Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
Какого человека можно назвать злым?
Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
Слайд 11Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в
философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» –как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Слайд 12Проблемные вопросы
В чем разница между гордостью и гордыней?
Согласны ли вы с
утверждением Н.А. Островского: «Гордость — вечная помеха в любви человека»?
Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
Как вы понимаете высказывание Б. Шоу: «Смиренно склони голову перед фактами, но гордо подними её пред лицом чужих мнений»?
Когда родители могут гордиться детьми?
Важно ли уметь смиряться со своими ошибками?
Важно ли уметь прощать?
Слайд 13Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так
и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она»
Слайд 14Проблемные вопросы
Почему в любви важно понимать и прощать?
Что важнее: любить
или быть любимым?
Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
Светлые и трагические стороны любви.
Какие качества раскрывает в человеке любовь?
Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра: «Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги»?
Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
Слайд 15Универсальная литература, которая подходит под любое из 5-ти направлений
"Война и мир"
Л.Н. Толстой.
"Капитанская дочка" А.С. Пушкин
"Евгений Онегин" А.С. Пушкин
"Шинель" Н.В. Гоголь
"Мертвые души" Н.В. Гоголь
"Вишневый сад" А.П. Чехов
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
"Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
"Горе от ума" А.С. Грибоедов
"Мцыри" М.Ю. Лермонтов
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
"Судьба человека" М.А. Шолохов
"На дне" М. Горький
"Отцы и дети" И.С. Тургенев
"Гроза" А.Н. Островский
"Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
"Обломов" И.А. Гончаров
"Матренин двор" А.И. Солженицын
"Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
"Уроки французского" В.Г. Распутин
"Недоросль" Д.И. Фонвизин