Слайд 1Итоговое сочинение 2020
Подготовила:
Бухтеярова В.В.
Слайд 2Направления
Война и мир
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она
Слайд 3Война и мир
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
М.А. Шолохов «Донские рассказы»
«Сказание о Борисе и Глебе»
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»
В.П. Катаев «Сын полка»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В.В. Быков «Сотников»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
М. Зусак «Книжный вор»
Слайд 4Надежда и отчаяние
А.С. Грин «Алые паруса»
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
М.
Горький «На дне»
А.Н. Островский «Гроза»
Н.В. Гоголь «Шинель»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Дубровский»
И.А. Гончаров «Обломов»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
Слайд 5Добро и зло
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.С. Пушкин «Дубровский»
М. Горький «На дне»
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
А.Н. Островский «Гроза»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
У.Д. Голдинг «Повелитель мух»
Слайд 6Гордость и смирение
М. Горький «Старуха Изергиль»
«Сказание о Борисе и
Глебе»
А.С. Пушкин «Дубровский»
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
А.С. Пушкин «Выстрел»
Н.С. Лесков «Левша»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Дж. Оруэлл «1984»
Слайд 7Он и она
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
М. Горький «На дне»
А.Н. Островский «Гроза»
А.С. Пушкин «Дубровский»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
Стендаль «Красное и черное»
Слайд 8Война и мир
1. Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность,
а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
2. Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
3. Духовные искания любимых героев Толстого
4. Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
5. Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
6. Согласны ли вы с высказыванием Марьи Болконской: «...надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...»?
7. Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Я старался писать историю народа»
Слайд 98. Чем творчество Толстого может быть интересно современному читателю? (по роману
«Война и мир»)
9. Какие проблемы в романе Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
10. Особенности психологического анализа в романе Толстого «Война и мир»
11. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир»
12. «Война и мир» - как роман-эпопея
13. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова
14. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир»
15. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации»
Слайд 10Надежда и отчаяние
1. Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть
надежда, непременно есть и отчаяние»?
2. Что помогает человеку справиться с отчаянием?
3. Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
4. Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью
5. У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все
6. Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
7. К чему может привести отчаяние?
Слайд 118. Что такое надежда?
9. Что такое отчаяние?
10. Роль надежды
в годы ВОВ
11. Каковы причины отчаяния?
12. Почему некоторые теряют надежду?
13. Потерять надежду – значит сдаться?
14. Что такое пустые надежды?
15. На кого можно надеяться?
Слайд 12Добро и зло
1. Можно ли утверждать, что в каждом добре есть
зло, а в каждом зле есть добро?
2. Может ли зло быть на благо?
3. Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели»?
4. Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека»?
5. Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала»?
6. Роль добра в жизни каждого из нас
7. Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
8. В чем проявляется зло? Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
Слайд 139. Можно ли воспитать в человеке доброту?
10. Важно ли прививать
доброту с детства?
11. В чем проявляется истинная доброта?
12. В чем разница между добром и ханжеством?
13. Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
14. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
15. «Зло порождает зло» - Лермонтов М.Ю.
Слайд 14Гордость и смирение
1. Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот
противоядие от стыда»?
2. Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
3. Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
4. Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
5. Как вы понимаете значение высказывания: «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива»?
6. Гордость и гордыня: в чем отличие?
7. Какого человека называют гордым?
Слайд 15. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность
идти вперед несмотря ни на что?
9. Что такое мнимая гордость?
10. Нужна ли человеку гордость?
11. Как связаны сила духа и гордость?
12. Как связаны гордость и эгоизм?
13. Как связаны скромность и смирение?
14. Стоит ли терпеть обиды?
15. Как отличить гордость от высокомерия?
Слайд 16Он и она
1. Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги
для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
2. Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями
3. Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
4. Как вы понимаете смысл высказывания: «Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
5. Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
6. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
7. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
Слайд 178. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
9. От каких ошибок
может предостеречь нас любимый человек?
10. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
11. Когда можно простить измену в любви?
12. Легко ли быть любимым?
13. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
14. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
15. Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
Слайд 18План написания
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5.
Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение
Слайд 19План анализа персонажа
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет
подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Слайд 20Алгоритм написания
1) Не начинайте писать сочинение со вступления.
2) Прочитайте тему.
2) Вспомните
произведения, подберите аргументы.
3) Напишите тезис + аргументы в черновик.
4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. Продумайте всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.