Презентация, доклад Итоговое собеседование по русскому языку (говорение), 9 класс

Содержание

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно

Слайд 1Итоговое собеседование по русскому языку (говорение)
Информация подготовлена учителем русского языка и

литературы, руководителем ШМО МБОУ «ОШ№16» х. Суповский Клизуновой Г.Н.
Итоговое собеседование по русскому языку (говорение)Информация подготовлена учителем русского языка и литературы, руководителем ШМО МБОУ «ОШ№16» х.

Слайд 2Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь,

письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле слова. Д.С. Лихачев

Говорение – это вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Говорение связано с созданием собственного устного высказывания.
Характеризуя говорение как вид речевой деятельности, обычно обращают внимание на такие его признаки, как мотивированность (коммуникативный мотив, внутреннее побуждение к действию, заключающееся в потребности в общении), внутренняя
активность, обеспечивающая инициативное речевое поведение во время диалога, целенаправленность (любое высказывание преследует определенную коммуникативную цель – убедить, разгневать, вызвать сочувствие, поддержать и т.д.), связь с другими видами деятельности человека (образовательной, учебной, трудовой, научной и т.д.). Поэтому очень важно, чтобы устная речь обладала такими качествами, как правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его

Слайд 3 ДЕМОВЕРСИИ ЗАДАНИЙ

Продолжительность

экзамена 15 минут
Задание1.Чтение текста. Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух (2 минуты на подготовку).
Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!
А свою первую победу он одержал ещѐ в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребѐнком. Но с детства твѐрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.
Суворов уважал своих подчинѐнных – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.
Суворов вошѐл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».
ДЕМОВЕРСИИ ЗАДАНИЙ        Продолжительность экзамена 15 минут

Слайд 4Задание 2. Пересказ текста
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова

русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:
«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».
Подумайте,где лучше использовать слова М.И.Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
( 1минута на подготовку).
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы (1 минута на подготовку).
Тема1 Увлечение(на основе описания фотографии).
Тема2 Мой любимый актёр (повествование на основе жизненного опыта).
Тема3 Насколько важно для Вас мнение окружающих? (рассуждение по поставленному вопросу).

Задание 2. Пересказ текстаПерескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича

Слайд 5Карточка участника экзамена Тема 1. Увлечение
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
место, изображённое на

фотографии;
одежду девушки;
занятие девушки;
лицо девушки.
Карточка участника экзамена Тема 1. УвлечениеОпишите фотографию.Не забудьте описать: место, изображённое на фотографии; одежду девушки; занятие девушки;

Слайд 6Карточка участника экзамена Тема 2. Любимый актер
Расскажите о своѐм любимом

актѐре.
Не забудьте рассказать:
кто Ваш любимый актѐр или актриса;
в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие;
какая роль в исполнении этого актѐра Вам нравится больше всего и почему;
что Вы цените в актѐрском мастерстве Вашего любимого актѐра.
Карточка участника экзамена Тема 2. Любимый актер  Расскажите о своѐм любимом актѐре.   Не забудьте

Слайд 7Карточка участника экзамена Тема 3. Насколько важно для Вас мнение окружающих?

Тема 3. Насколько важно для Вас мнение окружающих?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Всегда ли нужно прислушиваться к мнению окружающих?
Как Вы понимаете выражение «Сколько людей, столько и мнений»?
Чьѐ мнение для Вас является более значимым (родителей, друзей из соцсети, одноклассников)?
По каким вопросам Вы никогда не будете прислушиваться к мнению окружающих?.

Задание 4. Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка участника экзамена Тема 3. Насколько важно для Вас мнение окружающих?  Тема 3. Насколько важно для

Слайд 8Монолог перед аудиторией


Традиционно вся работа на уроках в школе строится

вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Чтение и письмо – становится преобладающим вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем… Так проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверно, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения…
Построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических.
Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.
Монолог перед аудиторией Традиционно вся работа на уроках в школе строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с

Слайд 9Советы учителю
Вызывайте детей к доске. По традиции старой советской школы, старайтесь

вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками. Учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией.
Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка. Проводите дискуссии . Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе.
Главное – снижать порог страха, корректно делать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.
Подавайте хороший пример. Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя.

Советы учителюВызывайте детей к доске. По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать

Слайд 10Советы ученикам
Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочной

деятельности. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы. Не бойтесь высказывать собственное мнение. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривайте теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

Советы ученикамАктивно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочной деятельности. Давайте открытые полновесные ответы на

Слайд 11Содержание
4
1
2
3
5
Типичными ошибками при чтении текста являются: медленный темп чтения,
монотонная интонация, неправильное

прочтение окончаний слов и их искажение или замена
по смыслу, неправильная постановка ударения, нарушение правил орфоэпического чтения,
неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже, замена целых слов
по оптическому сходству, пропуски, перестановки слов / слогов / букв и т.д.

Типичными ошибками при пересказе являются неумение самостоятельно
определить основную мысль текста, затруднение при выделении ключевых слов, пропуск
или подмена микротем, неумение применять при пересказе изобразительно-выразительные
средства языка, большое количество орфоэпических, грамматических, речевых, фактических
и логических ошибок.

Монолог – вид активной речевой деятельности говорящего, не рассчитанный на
одновременно активную реакцию слушателя. Для монолога типичны значительные по
размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, которые структурно и содержательно связаны между собой. Монолог, как правило, состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части и заключения.

Диалог – вид речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на
языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности
говорящего собеседником. Для диалога важны достаточная информативность реплик,
потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний.

В диалоге и монологе необходимо соблюдать речевую ситуацию, предполагающую
соблюдение цели общения (общение, сообщение или воздействие) и условий общения,
связанных с местом (официальная или неофициальная обстановка) и собеседником (один или несколько собеседников).

Содержание41235Типичными ошибками при чтении текста являются: медленный темп чтения,монотонная интонация, неправильное прочтение окончаний слов и их искажение

Слайд 12Требования к устным развернутым ответам учащихся
Устный

развернутый ответ – это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной коммуникативной задачей, композиционно-структурным построением о определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно- научного текста.
Основная цель ученических ответов – сообщение информации, которая требует анализа, обобщения, осмысления. Подчеркнутая логичность устных ответов проявляется в их композиции, для которой характерно небольшое вступление, основная часть, заключение.
Во вступительной части может быть обозначена тема ответа, сформулировано коммуникативное намерение говорящего и т.д. В заключительной части, как правило, обобщается сказанное, повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация, выражается отношение к предмету речи.
Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения и использованием грамматических средств,
связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Кроме того, для устного развернутого ответа характерна точность высказывания.
Из перечисленных признаков устного развернутого ответа как текста вытекают требования, предъявляемые к устной речи школьника: 1) структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается наличием в ответе необходимых композиционных частей – вступления, основной части и заключения; 2) вступление и заключение должны соответствовать теме высказывания, а основная часть полно и развернуто раскрывать её; 3) ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств; 4) интонация речи должна соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения (убедительная тональность и размеренный темп речи, выделение наиболее значимых отрезков речи логическим ударением, уместные паузы, дающие возможность осмыслить сказанное и др.)

Требования к устным развернутым ответам учащихся      Устный развернутый ответ – это текст

Слайд 13Интернетресурсы
1.http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
2.http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/centr_ocenki_ka.html
3.https://drofa-ventana.ru/material/kak-podgotovitsya-k-itogovomy-sobesedovaniy-po-russkomu-yazyku/
4.www.loiro.ru/files/news/news_1311_togovoesobesedovani.pdf



Интернетресурсы1.http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory2.http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/centr_ocenki_ka.html3.https://drofa-ventana.ru/material/kak-podgotovitsya-k-itogovomy-sobesedovaniy-po-russkomu-yazyku/4.www.loiro.ru/files/news/news_1311_togovoesobesedovani.pdf

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть