Презентация, доклад исследовательской работы (размышления читателя)

Содержание

Цель работы:Показать:бессмысленность войны цену человеческой жизни в обществе и в войне связь прошлого и настоящего.

Слайд 1 «Валерик» - «речка смерти» (размышления читателя)
Исследовательская работа
Учащейся 10 класса
МКОУ «СОШ №2

а.Псыж им. С.Х.Гонова»
Шовгеновой Мариды
Руководитель: Шхагошева Ю.У.


«Валерик» - «речка смерти» (размышления читателя)Исследовательская работа Учащейся 10 классаМКОУ «СОШ №2 а.Псыж им. С.Х.Гонова»Шовгеновой

Слайд 2Цель работы:
Показать:
бессмысленность войны
цену человеческой жизни в обществе и в войне


связь прошлого и настоящего.

Цель работы:Показать:бессмысленность войны цену человеческой жизни в обществе и в войне связь прошлого и настоящего.

Слайд 3… «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но

беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»

… «Жалкий человек.Чего он хочет!.. Небо ясно,Под небом места много всем,Но беспрестанно и напрасноОдин враждует он –

Слайд 4?
Почему происходят войны?
- Никто не хочет – тем не происходят эти

ситуации.
Почему нормальные люди, с нормальными человеческими чувствами превращаются в убийц? Ведь война – убийство?

?Почему происходят войны?- Никто не хочет – тем не происходят эти ситуации.Почему нормальные люди, с нормальными человеческими

Слайд 6 Лермонтов и война
- Молодой человек, образованный, воспитанный, тонкий, глубоко чувствующий (я

говорю о М.Ю.Лермонтове), написавший замечательные строки:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, погибшую мою…
Или:
…В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Попадает в такую ситуацию. Становится очевидцем и участником страшных событий.

Лермонтов и война- Молодой человек, образованный, воспитанный, тонкий, глубоко чувствующий (я говорю о М.Ю.Лермонтове), написавший

Слайд 7 Биографическая справка
- 13 апреля 1840 года поручик Лермонтов был переведен в

Тенгинский пехотный полк, но он отправился на левый фланг Кавказской линии в Чечню.
Смелые действия Шамиля убедили генерала Галафеева внести истребление внутрь возмутившегося края. В первых числах июля полк отправился в экспедицию.
Раненный во время экспедиции капитан Дорохов поручил свой отряд Лермонтову, который вполне оценил его и умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Он спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода.
На рассвете 6 июля отряд генерала Галафеева двинулся из лагеря под крепостью Грозной, взял направление через ущелье Хан-Калу на деревню Большой Чечен.
Неприятель не вступал в серьезный бой. Войдя в Малую Чечню, отряд прошел через Чах-Кери к Гойтинскому лесу и Урус-Мартану, выжигая аулы, уничтожая хлеба.
Поклонники Пророка делали затруднения на каждом шагу: то засядут за вековыми деревьями, то старались не допускать русских до воды.
(Как это похоже на сводки военных действий в Чечне 90-х годов! Как нам это, к сожалению, знакомо!)

Биографическая справка- 13 апреля 1840 года поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк,

Слайд 8Поражает непринужденность тона,
с какой пишется это послание –
рассказ о

ненужной людям войне,
о страданиях и о красоте
человеческих чувств и пропасти,
разделяющей очевидца сражения
от петербургской гостиной, где
это послание прочтут с улыбкой
любезной и снисходительной.
И.Андронников «Подвиг».

Стихотворение «Валерик» - Лопухиной

Поражает непринужденность тона, с какой пишется это послание – рассказ о ненужной людям войне, о страданиях и

Слайд 9Мы читаем стихотворение
– Краткая, немногословная форма изложения мысли – это

не роман, не повесть… А как полно раскрыты события!
 
- Такие гении, которые появляются время от времени (Пушкин «Капитанская дочка», Лермонтов «Бородино», Л.Толстой «Война и мир», М.Шолохов «Судьба человека»…), помогают нам понять, осмыслить происходящее: не только прошлое, но и настоящее.
Гений Лермонтова не с годами (всего 26 лет жизни), не с опытом, а дар, данный свыше.
 

Мы читаем стихотворение – Краткая, немногословная форма изложения мысли – это не роман, не повесть… А как

Слайд 10В стихотворении 2 мира:
- петербургское общество, где это письмо прочтут с

улыбкой
- ненужная людям война, страдания, смерть.
 
- Что было – ушло, перешло в иной мир (в воспоминания). Что есть – жестокая война, которая порождает ненависть, как сейчас:
 Но я боюся вам наскучить…


В стихотворении 2 мира:- петербургское общество, где это письмо прочтут с улыбкой- ненужная людям война, страдания, смерть. -

Слайд 11…Чу – дальний выстрел! Прожужжала
Шальная пуля…славный звук…
Вот крик – и

снова все вокруг
Затихло…
****
…И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь…



Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?

…Чу – дальний выстрел! Прожужжала Шальная пуля…славный звук…Вот крик – и снова все вокругЗатихло…****…И два часа в

Слайд 12 Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?
Мы видим, что Лермонтов

не только очевидец, но и участник событий. Не себя ли он описывает, когда в стихотворении говорит:
 
…Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
 
Потому что его современник вспоминал: «Гарцевал Лермонтов на белом, как снег, коне, на котором, молодецки заломив белую холщевую шапку, бросался на чеченские завалы…»
 

Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?Мы видим, что Лермонтов не только очевидец, но

Слайд 13 Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?
Случалось тоже, что во

время привалов какой-нибудь отважный горец вызывал на бой русских, и из русских находились охотники принимать вызовы:
 
…А вот в чалме один мюрид
В черкеске красной ездит важно,
Конь светло-серый весь кипит,
Он машет, кличет – где отважный?
Кто выдет с ним на смертный бой!..

Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?Случалось тоже, что во время привалов какой-нибудь отважный

Слайд 14 Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?
А что думает об

этом Лермонтов?
 
…Но в этих сшибках удалых
Забавы много, толку мало;
Прохладным вечером, бывало,
Мы любовалися на них,
Без кровожадного волненья,
Как на трагический балет…

Как воспринимает войну человек высокого ума, высоких чувств?А что думает

Слайд 15 Биографическая справка
10 июля подошли к деревне Чехи и стали лагерем…
Неприятель нигде

не показывался, и отряды вступили в густой Чехинский лес. Опасность ждала впереди… приходилось пройти большую, окаймленную со всех сторон лесом, поляну.
Впереди виднелся Валерик, т.е. «речка смерти»:
…я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми»…
 


Биографическая справка10 июля подошли к деревне Чехи и стали лагерем…Неприятель нигде не показывался, и отряды вступили

Слайд 16?
Как речка описана в стихотворении?
Действительно ли это речка смерти?
 
…Все тихо –

там между кустов
Бежал поток…
 
…И два часа в струях потока
Бой длился…
 
…Хотел воды я зачерпнуть…
…но мутная волна
Была тепла, была красна…

?Как речка описана в стихотворении?Действительно ли это речка смерти? 		…Все тихо – там между кустов		Бежал поток… 		…И два часа

Слайд 17 Бой
Как Лермонтов описывает бой?
 
…Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
 
… «Ура!» -

смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» - и пошла резня…
 
…Как звери, молча, с грудью грудь.
Ручей телами запрудили…
 
- Дело было небольшое, но кровопролитное.
 

БойКак Лермонтов описывает бой? 	…Кровь загорелася в груди!	Все офицеры впереди… 	… «Ура!» - смолкло. «Вон

Слайд 18  После боя
- «Вообрази себе, - пишет Лермонтов В.А.Лопухину,- что в овраге,

где была потеха, час после дела еще пахло кровью».
 
- В стихотворении Лермонтов, на вопрос свой старому мирному чеченцу о числе погибших, получает уклончивый ответ:
 
… «А сколько их дралось примерно
Сегодня?» - «Тысяч до семи». –
«А много горцы потеряли?» -
«Как знать? – зачем вы не считали!»…
Чеченец посмотрел лукаво…
 
но ответ этот все же ясно показывает, что потери горцев были не велики, дралось же их более 600 человек.

    После боя- «Вообрази себе, - пишет Лермонтов В.А.Лопухину,- что в овраге, где была потеха,

Слайд 19 Итог
В Лермонтове, который «никогда не переставал верить в личного Бога», и

потому «скучные песни земли» не могли «заменить ему звуков небес».
Эти «песни земли» в его время, петые печальным поколением, томили его, он задыхался от них. Одиноким он выходил на дорогу, прислушиваясь к языку звезд, а порою и они «слушали его, лучами весело играя»…
Даже в шуме битвы поэт чувствовал себя одиноким, а мысли уносились к «престолу вечного Аллы» или были заняты болью о попранном достоинстве человека.

ИтогВ Лермонтове, который «никогда не переставал верить в личного Бога», и потому «скучные

Слайд 20Итог
После горячего дела под Валериком среди окровавленных раненых и остывающих трупов

стоит он, «тоской томимый»:
 
…Уже затихло все; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струею дымной по каменьям,
Ее тяжелым испареньем
Был полон воздух…
ИтогПосле горячего дела под Валериком среди окровавленных раненых и остывающих трупов стоит он, «тоской томимый»: 		…Уже затихло все;

Слайд 21?!


Действительно – зачем?

?!Действительно – зачем?

Слайд 22 Литература:
И. Андронников, Подвиг, М., Худ.лит-ра, 1980г.
П.А.Висковатый, М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество, М.,

1891г.
М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников, М., Худ.лит-ра, 1989г.
М.Ю.Лермонтов, Стихотворения, М., Д/л, 1962г., 1980г.

Литература: И. Андронников, Подвиг, М., Худ.лит-ра, 1980г.П.А.Висковатый, М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество, М., 1891г.М.Ю.Лермонтов в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть